КАЗАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ
Архив статей журнала
Статья подготовлена к 120-летию Казанского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии. Описаны основные этапы развития института с момента его основания как Казанского бактериологического института при Казанском университете в 1900 г., который до 2005 г. относился к системе Министерства здравоохранения, а позже в числе 28 федеральных государственных учреждений науки вошёл в систему Роспотребнадзора. Представлены сведения о приоритетных научных исследованиях, вкладе института в достижения отечественного здравоохранения и федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей за 120-летнюю историю его деятельности. Представлены данные о проводимых в настоящее время научных исследованиях и разработках, перспективах развития. Статья подготовлена с использованием документов из архивов Казанского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии, Казанского государственного медицинского университета, Казанского федерального университета, Национального архива Республики Татарстан, воспоминаний сотрудников Казанского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии.
Целью работы было введение в научный оборот новых и использование известных данных о профессоре, докторе медицины, известном терапевте, директоре Казанского клинического института (Казанского института усовершенствования врачей) в 1920–1930 гг. Романе Альбертовиче Лурии. Использован научно-исторический метод. Отражена многогранная деятельность Р.А. Лурии как организатора здравоохранения, педагога, научного работника, практического врача, автора уникальных монографий по внутренним болезням. Р.А. Лурия в 1920–1941 гг. входил в советскую научно-медицинскую элиту организаторов здравоохранения и терапевтов. В истории отечественной медицины Р.А. Лурия — организатор отечественной системы постдипломного образования врачей, видный учёный, внёсший значительный вклад в развитие отечественной клиники внутренних болезней первой половины ХХ века, и гордость казанской медицины, оставшийся в памяти казанцев врачом, «способным сотворить чудо».
В статье рассмотрены исторические пути развития учебной и научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» с периода её формирования. Отмечена роль Н.А. Семашко в утверждении этой учебной и научной дисциплины, в создании и руководстве первой в России кафедрой социальной гигиены.
Освещены особенности преподавания дисциплины на этапе её становления, содержание первого в России отечественного руководства по социальной гигиене. Рассмотрены этапы развития дисциплины в России с 20-х годов прошлого столетия по настоящее время, специфика преподавания на каждом из этапов, причины изменения названия дисциплины. Освещено особое место кафедры общественного здоровья и здравоохранения среди других кафедр, занимающихся вопросами изучения здоровья. Обоснована её ведущая,
методологическая роль в преподавании вопросов сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения. Представлены современные требования к кафедрам общественного здоровья и здравоохранения, преподавателям, особенностям преподавания дисциплины, раскрыто содержание отечественной программы преподавания дисциплины и показано её отличие от зарубежных программ. Представлены пути развития учебной дисциплины и кафедр, осуществляющих её преподавание.
Цель. Оценка территориальной доступности первичной врачебной медико-санитарной помощи сельскому населению в Оренбургской области.
Методы. Применяли методы исследования: статистический, монографический, организационного эксперимента. Обработка статистического материала проведена в программе Statistica 10.0. Были рассчитаны базовые показатели статистики (среднее арифметическое, среднее арифметическое взвешенное), для оценки соответствия наблюдений закону нормального распределения применяли тесты Шапиро–Уилка, Колмогорова–Смирнова, Лиллиефорса. Использован параметрический метод статистики (t-критерий Стьюдента).
Результаты. Оценка территориальной доступности первичной врачебной медико-санитарной помощи населению Оренбургской области выполнена с использованием разработанной нами методологии расчёта критериев доступности первичной врачебной медико-санитарной помощи сельскому населению «Рейтинг медицинских организаций по критерию территориальной доступности первичной врачебной медико-санитарной
помощи сельскому населению». Использование методологии позволяет принимать управленческие решения в части территориального планирования первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в выборе проблемных территорий с низкой доступностью первичной врачебной медико-санитарной помощи. В Оренбургской области существуют следующие проблемы: разный уровень доступности
первичной медико-санитарной помощи с вариабельностью расстояния до 30 км и различная численность населения в населённых пунктах создают трудности организации оказания первичной медико-санитарной помощи; удалённость от областного центра до 300 км формирует кадровый дефицит.
Вывод. Применение методики «Рейтинг медицинских организаций по критерию территориальной доступности первичной врачебной медико-санитарной помощи сельскому населению» в Оренбургской области позволило разработать следующие рекомендации для принятия управленческих решений на региональном уровне: (1) расстановка приоритетов территорий для первоочередных мер по обеспечению д
Цель. Сравнить результаты применения традиционных и дистанционных образовательных технологий в рамках обучения врачей акушеров-гинекологов на циклах непрерывного медицинского образования.
Методы. На базе кафедры акушерства и гинекологии с курсом дополнительного профессионального образования Башкирского государственного медицинского университета проведена оценка результативности применения традиционных и дистанционных образовательных технологий в рамках обучения врачей акушеров-гинекологов на циклах непрерывного медицинского образования. Исследование включало оценку знаний врачей акушеров-гинекологов, прошедших обучение по программе 36 часов. Было выделено две исследуемые группы. Первая группа включала 28 врачей, обучение и оценку знаний которых осуществляли преимущественно с использованием традиционных образовательных технологий. Во вторую группу вошли 30 врачей, обучение и оценку знаний которых проводили с использованием дистанционных образовательных технологий. Итоговую результативность применения исследуемых технологий оценивали на основании анализа результатов итогового тестирования и решения ситуационных клинических задач в форме общего собеседования. Результаты исследования были обработаны с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics Version 25.0.
Результаты. В ходе исследования выявлено, что применение дистанционных образовательных технологий не приводит к снижению степени обученности врачей: в первой группе она составила 70,0%, во второй группе — 60,7% (χ2=0,11, df=1, p=0,74). Между тем, дистанционный формат обучения вызывает затруднения у врачей старшей возрастной группы: в первой группе между возрастом и результативностью обучающегося существует прямая умеренная корреляционная связь (r=0,497, p=0,007), во второй группе — заметная обратная корреляционная связь (r=–0,689, p <0,001).
Вывод. С учётом полученных результатов исследования в дальнейшем следует дифференцированно подходить к формированию групп для дистанционного обучения.
Ключевые слова: акушерство, гинек
В статье представлен анализ современной нормативно-правовой базы по труду, показаны спорные позиции по каждой составляющей системы нормирования труда в здравоохранении. Величина нормативных затрат времени на посещения врачей амбулаторного приёма, установленная приказами Минздрава России, по основным врачебным специальностям [врачам-терапевтам участковым, педиатрам участковым и врачам общей практики (семейным врачам)] не совпадает с данными территориальной программы. Утверждённые более 20 лет тому назад и действующие в настоящее время нормы времени на лабораторные и инструментальные виды обследования не соответствуют современной оснащённости медицинских организаций аппаратурой. Величины нормативов численности медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению, устанавливаемые приказами о Порядках и о Положениях, по большинству медицинского персонала имеют разное значение в одновременно действующих нормативно-правовых документах при оказании медицинской помощи как взрослому населению, так и детям. Планово-нормативный объём работы по амбулаторно-поликлинической помощи не приводится с 2013 г. ни в посещениях, ни в обращениях по поводу заболеваний. Планово-нормативные показатели по объёму больничной помощи характеризуются резкими ежегодными изменениями, не обоснованными ни заболеваемостью населения, ни технологиями лечебного процесса, не соответствуют фактическому развитию коечного фонда и никак не учитываются практикой здравоохранения. На основании анализа норм времени, нормативов численности и планируемого объёма работы авторы делают обоснованный вывод о серьёзных проблемах в системе нормирования труда в здравоохранении.
Текущая пандемия, вызванная новым штаммом коронавируса (COVID-19), внезапно и радикально разрушила все представления о норме не только в медицинской практике, но и в обществе. Особенно остро это коснулось системы здравоохранения, врачей и вопросов распределения жизнеобеспечивающей терапии в условиях ограниченных ресурсов и отсутствия известного протокола лечения. Одной из главных биоэтических дилемм коронавирусной пандемии стало противостояние этики общественного здравоохранения, выражающееся в справедливом распределении ограниченных ресурсов и ориентации на общественную безопасность, и клинической этики, ориентированной на конкретного пациента. В конце концов, пандемия COVID-19 ставит работников здравоохранения в такие трагические ситуации, с которыми они никогда не сталкивались. И если не хватает работников здравоохранения — врачей и медицинских сестёр, аппаратов искусственной вентиляции лёгких и других приборов жизнеобеспечения пациентов или даже просто больничных коек, то зачастую возникает необходимость классифицировать пациентов и расставлять приоритеты, чтобы определить, кто получит (или не получит) помощь и где, какую помощь и в какую очередь оказать. Другой важной проблемой стала проблема цифрового контроля граждан, которые должны сократить свои свободы ради здоровья других граждан. У многих возникает страх, что сложившаяся ситуация позволит манипулировать гражданами и в дальнейшем, когда не будет эпидемиологической необходимости. Также остро встаёт проблема ответственности политиков и уполномоченных организаций за здоровье не только населения своей страны, но и всей планеты Земля. Эти и другие вопросы сегодня требуют биоэтической экспертизы.