В статье рассматривается формирование образа археологического памятника Аркаим на региональном телевидении. Согласно тезисам исследователей, ранее образ археологического памятника был представлен в средствах массовой информации в искаженном виде и представлял собой пространство для спекуляций на эзотерическую тематику. Цель данного исследования - определить, как в настоящее время представлен образ Аркаима на челябинских региональных телеканалах. Эмпирической базой служат 29 материалов, вышедших в эфир региональных телеканалов в 2024 году. При анализе используются методы сплошной выборки (при формировании базы исследования), наблюдение (при анализе материалов базы исследования), анализ, обобщение и описание (при оформлении результатов исследования). Анализ сюжетов и программ региональных телеканалов построен на классификации, предложенной ранее группой исследователей Аркаима. На основе результатов делается вывод о том, что вопреки более раннему и расхожему мнению исследователей, эзотерическая тематика хоть и присутствует в материалах журналистов, не является доминирующей. Наиболее часто же в телевизионных программах и сюжетах об археологическом памятнике встречаются тезисы, связанные с туризмом, археологией и политикой. Основные выводы указывают на то, что журналисты формируют образ Аркаима на региональном телевидении так, что археологический памятник ассоциируется у зрителей скорее с местом, обладающим высоким туристическим потенциалом и объектом научного интереса. Отмечается в статье и важность Аркаима как «визитной карточки» региона, которая формирует имидж Челябинской области в таких средствах массовой информации, как телевидение.
Сирийская Арабская Республика считается ключевой и важной страной на Ближнем Востоке. Она сыграла важную роль в формировании и развитии арабской медиасистемы в целом. В статье анализируется формирование медиасистемы Сирии с учетом исторических данных и социокультурного контекста для более глубокого понимания эволюции массовых коммуникаций в этой стране. Особое внимание уделяется основным характеристикам сирийских СМИ - их структуре, пропагандистскому содержанию и коммуникационным стратегиям, их влиянию на формирование общественного мнения и политические процессы национального уровня. Особое внимание автор уделяет таким интегративным свойствам сирийских СМИ, как публичность, коммуникативность. Целью данного исследования является сравнительно-исторический анализ становления сирийской медиасистемы на разных этапах ее трансформации. В связи с тем, что теоретическая база сирийских исследований медиа еще недостаточно развита, автор опирался на классические научные подходы о роли СМИ в обществе и типологизации российских авторов. Данная работа - одна из первых, исследующих становление и развитие системы медиа в сирийском контексте. Особое внимание было уделено классификации СМИ по такому типологическому признаку, как учредитель, а также анализу становления новой медиасреды. Для оценки исторически различных форм СМИ, журналистских практик и отношений между субъектами СМИ и их аудиторией использовались методы теоретического анализа и сравнительно-исторический. В исследовании делается вывод, что историческое развитие сирийской прессы можно разделить на несколько основных этапов, каждый из которых характеризовался политическим, социальным и технологическим ландшафтом, что оказало существенное влияние на характер журналистской практики.
На основе анализа белорусских и российских теле- и радиотекстов рассматривается «новая искренность» как прагматически и содержательно значимая коммуникативная технология, способствующая глубинным изменениям в структуре и функционировании современного теле- и радиовещания. Основными методами исследования стали: дискурс-анализа, контент-анализа. Установлено, что конструирование коммуникации с участием нарративов медиаадресата обусловливает новые грани содержательно-функциональных возможностей телевидения и радио с фокусом на приватно-личностный, аффективный, эмоционально-чувственный, сентиментальный аспект, эксплицитное/демонстративное обозначение собственной идентичности и социализирующие инструменты коммуникативного взаимодействия. Определены дискурсивные, коммуникативно-прагматические признаки и инструменты коммуникативной технологии «новой искренности»: центральные референты, представленные группами денотативно-идентифицирующих и субъектно-маркированных референтов, тематические доминанты, дискурсивные сценарии, коммуникативные стратегии и их языковые и неязыковые маркеры. Установлено, что включение нарративов пользователей в теле- и радиодискурс приводит к формированию нескольких типов новых коммуникативных практик, в основе которых - экспозиционный приватно-личностный и приватно-личностный дискурсивные сценарии, а также спектр манифестирующих их стратегий (эксплицитного обозначения идентичности, демонстрации «человека как перформанса», публичной презентации личного пространства, гиперсенсибилизации и «новой чувствительности»). Показано, что медиакоммуникация формирует новое пространство интерсубъективного диалога, демонстрирует смещение коммуникативного фокуса с передачи информации на экспрессию уязвимого и неприукрашенного внутреннего психоэмоционального состояния и приватно-личностной жизни субъекта речи, что предполагает размывание границ между публичным и интимным. В медиакоммуникации происходит модификация рекреативной функции, которая объективируется не столько посредством традиционных языковых средств развлекательности, сколько через вербальную и невербальную экспликацию интимных, сокровенных личностных смыслов, гиперсенсибилизацию и маркировку идентичности.
В статье рассматривается субъективный аспект конструирования телереальности, связанный с представлениями участников конструирующего процесса о содержании и условиях данной деятельности, а также их роли в этом процессе. Авторы исследуют основания, по которым профессиональные журналисты определяют качество и степень реалистичности их авторского телепродукта, а также характер актуальности и значимости проблемы реалистичности медиапродукта для профессионального журналистского сообщества. Кроме того, в статье показано, к каким стратегическим и технологическим решениям прибегают журналисты, чтобы сделать свой продукт более реалистичным и/или соответствующим внутренним нормам и конвенциям. В статье показано, как распределены профессионально-статусные роли участников производства медиапродукта в аспекте их представлений о вкладе каждого в конструирование телереальности. В исследовании используется качественная методология (неструктурированное интервью). При отборе информантов учитывались включенность респондентов в технологический план телепроизводственной деятельности, профессиональный опыт работы на телевидении, географическая вариативность (крупные, средние и малые города России) и уровень СМИ (федеральное, региональное, муниципальное). Эти критерии были использованы для выявления возможных закономерностей в аутопойетических практиках сотрудников различных по масштабу СМИ. Авторы приходят к выводу, что аутопойетические практики конструирования телереальности носят рефлексивный, самооценочный и самооправдательный характер. Рационализация представлений журналистов о конструирующем характере деятельности имеет некоторые точки генерации (их содержание определяется контекстом профессиональной деятельности и под влиянием субъективных и объективных факторов) и коррелирует с тем, насколько активно специалисты включены в технологический план телепроизводственной деятельности.