Работа посвящена апробации комплексного индикатора риска загрязнения атмосферы TAQI (TROPOMI Air Quality Index). TAQI рассчитывается по 5 компонентам (CO, NO2, SO2, HCHO, аэрозоли), которые определяются спутником Sentinel-5P TROPOMI. На примере восточной части Белорусского Полесья определены пространственно-временные колебания тропосферных содержаний CO, NO2, SO2, HCHO и аэрозолей. Обнаружены существенные изменения TAQI, обусловленные трансграничными воздействиями. В апреле 2024 г. зафиксированы две аномалии резкого роста значений TAQI (высокий риск загрязнения), вызванные пыльной бурей в северной Африке и техногенными выбросами NO2 и SO2. Колебания TAQI неоднородны в пространстве и зависят от особенностей движения воздушных масс и поллютантов. Зоны высокого риска загрязнения атмосферы, возникающие в периоды трансграничных воздействий, могут охватывать значительные площади (более половины территории региона).
Рассматривается новый методологический подход к охране природы, основанный на сохранении структуры исходного природного ландшафта, отражении ландшафтного разнообразия, сохранении средообразующих и средовосстанавливающих функций ландшафтов и их генетического кода. Дано определение структуры особо охраняемых природных территорий. Показано, что структура природоохранных объектов региона должна отражать ландшафтную структуру на уровне ландшафтных зон, поясов, ярусов, местностей, включая количественные и качественные характеристики, а также систему вещественно-энергетических связей. Для территории Равнинного Крыма дан количественный и качественный анализ соотношений существующей системы охраны природы и ландшафтной структуры гидроморфного и плакорного ландшафтных уровней, а также зон, поясов, ярусов и местностей. Выявлены качественные и количественные диспропорции в организации системы охраны природы. Четырнадцать видов ландшафтных местностей и один ландшафтный пояс Равнинного Крыма не вошли в систему природоохранных объектов. Чем ниже уровень пространственно-временной организации ландшафтов, тем больше проявление диспропорций в организации охраны природы.
Представления о геологическом строении востока Горного Крыма весьма противоречивы. Причинами тому была сложная тектоника и 120-летнее отрицание присутствия региональных меланжей и олистостром. На основании тридцатилетних личных исследований, впервые приведено последовательное и хорошо иллюстрированное описание строения важного для понимания и освоения Восточного Крыма регионального Карадагского меланжа. Он обоснован по характерным признакам внутреннего строения глыб и матрикса, а также по наличию выше и ниже крупных шарьяжных складок. Тип микстита надвиговый (шарьяжный), фронтальный, полимиктовый вулканогенно - осадочный. Протяженность его выхода 45 км, видимая ширина 0,5-3 км. Возраст обломков пород в меланже от позднего триаса до раннего мела включительно (возможно и кайнозоя). Обосновано, что выделение в локальных в глыбах Карадагского меланжа региональных стратонов (серий, свит, и толщ) противоречит геологическим данным и Стратиграфическому кодексу.
В работе приводятся результаты исследования инженерно-гидрологических условий бассейна р. Опачевка и каскада прудов, расположенных на ней. Актуальность исследования связана с тем, что со стороны Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края было направило обращение в адрес авторов для экспертной оценки влияния карстопроявлений на уровень воды в р. Опачевка. В своем обращении министерство просит оказать содействие в организации гидрологического обследования реки Опачевка в Ординском муниципальном округе на предмет ее возможного исчезновения, поскольку в течение 2021-2023 годов на этом водотоке высохли два пруда, в зимний период 2024 года произошло обмеление еще одного пруда в деревне Грибаны (уровень воды понизился на 1,5 м от нормального подпорного уровня). Исследования окрестностей с. Опачевка и д. Грибаны, а также водосборного бассейна р. Опачевка были проведены авторами статьи в апреле 2024 г. Так же были изучены литературные и фондовые источники по карстопроявлениям в окрестностях с. Опачевка, изучены космические снимки, опубликованные в открытых источниках за период 2006-2020 гг. для установления причин обмеления реки и прудов, расположенных на ней, с целью оценки рисков возможного исчезновения водотока. Результаты этого исследования приведены в данной статье.
Статья посвящена исследованию рекреационного потенциала водных ресурсов побережья Азовского моря, включая морские, речные, озерные и природно-антропогенные (пруды и водохранилища). Особое внимание уделяется морским водным рекреационным ресурсам. Даны характеристики: мелководности, солености, ионного состава, основных течений, глубин, штормовой активности, скорости ветров и штормов. Характеристика речных ресурсов представлена по административным единицам и отражает количество водотоков, среднегодовой сток, густоту речной сети, рекреационное использование. В разрезе административных территорий приведены данные по ресурсам озер и проанализированы запасы питьевых поверхностных и пресных подземных вод. Разработана карта водных ресурсов побережья Азовского моря. Раскрыты причины и факторы, уменьшающие рекреационный потенциал водных ресурсов побережья Азовского моря, отмечены явления, представляющие опасность для рекреантов.
В современной России пространственное развитие и вопросы его стратегирования предельно актуализированы, выступая приоритетом в том числе для общественной географии. Реализация императивов полномасштабного, детализированного учёта местных условий социально - экономической динамики, а также приоритезации направлений государственной и корпоративной активности предполагают «муниципализацию» исследовательских подходов в увязке с идентификацией геостратегических интересов страны и соответствующей типологизацией территорий.
Цель статьи концептуальное обоснование «геостратегических муниципальных образований» как особого общественно-географического феномена и объекта региональной (муниципальной) политики. Охарактеризован опыт использования категории «геостратегическая территория» в системе стратегирования пространственного развития Российской Федерации: акцентированы его сильные и слабые стороны. Дано определение «геостратегии», обосновано представление о практической множественности геостратегий в системе государственного регулирования, показано, что «геостратегичность» ситуативна и контекстна. Предложено вычленять и обособлять «геостратегические муниципальные образования» по параметрам их «значимости проблемности», смещая акценты с территорий, выступающих реципиентами федеральной поддержки, в пользу муниципальных образований, выполняющих «опорные» функции в экономической, геополитической и этнокультурной сферах.