Статья посвящена проблемам эдиционной практики прозаических произведений Анны Ахматовой. Автор рассматривает автобиографическую прозу в биографическом, личностном контексте жизни поэта; особое внимание уделено подцензурной автобиографии «Коротко о себе»: истории подготовки и публикации этого текста при жизни Ахматовой и после ее смерти. Автор доказывает, что существовало две редакции этого текста; их контаминация является наиболее спорным решением публикаторов.
В статье рассматриваются особенности передачи детского мировосприятия в стихотворениях Марии Моравской для детей («Стрелок», «Пленный охотник», «Неудача», «Рыболов»). Они устанавливаются с опорой на работы по социологии и психологии детской игры (Р. Кайуа, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Й. Хёзинга и др.). Автор приходит к выводу, что основные формы детского игрового поведения ложатся в основу поэтики стихотворений Моравской для детей.
В статье рассмотрен пример частной гимнографии на известное событие принесения в Москву т. н. «дара шаха Аббаса» — ризы Христа. Тематический анализ содержания богослужебного канона авторства князя С. И. Шаховского производится с примерами ориентации писателя на признанные образцы православной гимнографии. На основании наблюдений над содержанием и внутренней композицией тропарей в составе песней канона обосновывается предположение о том, что своеобразие этого сочинения в значительной мере определяется пропедевтической и полемической задачами Шаховского. Это предположение позволяет рассматривать «Канон на Положение ризы Христа» в цикле других полемических сочинений князя Шаховского и говорить о специфике гимнографии последнего как определяемой непосредственными практическими задачами.
В статье рассматривается система жанров «рабочих» записей П. П. Бажова, которые писатель вел в период с 1910 по 1950 годы. Приводится классификация жанров, опирающаяся на теорию «чужого слова» М. М. Бахтина. «Рабочие» записи П. П. Бажова рассматриваются как элементы непроявленной авто- и творческой биографии писателя, обозначаются закономерности эволюции жанрового состава «рабочих» записей.
Статья посвящена очеркам В. Н. Муромцевой–Буниной. В 1920–1930-е годы Вера Николаевна стала осознавать себя писательницей, она опубликовала 15 очерков (известны и неопубликованные), работала над объемной автобиографией «Ранние “Беседы с памятью”» и почти каждый день вела дневник.
В статье проанализирован генезис автобиографических очерков «У старого Пимена», «С. А. Муромцев (к годовщине открытия первой Думы)», «Москвичи», «Завещание», показана их связь с неопубликованной автобиографией писательницы и дневниками, где фиксировались определенные идеи, отзывы современников и душевные переживания, отразившиеся на очерках. Для Веры Николаевны автобиографические очерки напрямую связаны с личными переживаниями и душевным кризисом.
В статье рассматривается «первый городской турнир молодых поэтов», который был организован в Ленинграде 14 февраля 1960 года по инициативе ЛИТО «Нарвская застава» и стал значимым событием в литературной жизни города. В историю он вошел в связи с первым скандальным выступлением Иосифа Бродского, однако, судя по мемуарным свидетельствам современников, турнир оказал заметное влияние и на других — как официальных, так и неподцензурных — поэтов и закрепился как часть мифа «второй культуры». Помимо выступления Бродского, негативную оценку жюри получило и прочтение собственных стихов Александром Моревым — неподцензурным поэтом, биографический миф которого прочно закрепился в сознании «второй культуры». Итогом турнира для него стало практически полное исключение из официальной литературной среды, с одной стороны, и стремительный рост популярности в неофициальном культурном пространстве — с другой. В конце статьи приводится комментарий к стихотворению «Рыбий глаз», прочитанному Моревым на турнире.