Архив статей

У ДАОЦЗЫ: ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ «БОЖЕСТВЕННОГО ХУДОЖНИКА» (2025)
Выпуск: № 5 (2025)
Авторы: БЕЙН Павел Владиславович

У Даоцзы (685–758), живописец эпохи Тан (618–907), провозглашается теоретиками и критиками искусства Китая всех периодов величайшим мастером своего дела. Несмотря на особенную историческую значимость, личность и творческий путь «божественного художника» во многом окутаны завесой тайны. Печать времени оставила неизгладимый след в материальном наследии автора, приведя к утрате его подлинных работ и вынуждая современного зрителя довольствоваться сохранившимися копиями. Тем актуальнее видится задача изучить вклад, внесённый художником в становление китайского изобразительного искусства, его влияние как на «живопись интеллектуалов», так и на придворную традицию. Обозначенная проблематика обуславливает первичную цель исследования – поиск и определение места У Даоцзы в живописной традиции Поднебесной. Для достижения указанного были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть ключевые обстоятельства жизни У Даоцзы; 2) охарактеризовать стиль автора через обращения к соответствующим направлениям, жанрам и техникам; 3) провести обзор важных произведений, связанных с именем Мастера У. Статья, таким образом, предпринимает попытку не только фиксации биографических данных об У Даоцзы, но и описания уникальных черт авторского стиля, а также обзора избранных произведений, связанных с именем «божественного художника». Специфика состояния сохранности работ и проистекающая из неё зависимость от письменных свидетельств прошлого не всегда позволяют в полной мере объективно оценить, как именно автор повлиял на процессы эволюции китайской живописи. Однако современные исследователи-искусствоведы, изучающие имеющиеся копии, подтверждают, что У Даоцзы действительно вписал своё имя в историю как подлинный новатор изобразительного искусства Китая в целом и сюжетной живописи в частности. С Мастером У ассоциируется прослеживаемый в эпоху Тан переход от рациональности точно определяемых контуров и полихромных оттенков к более спонтанной монохромности, искусному использованию исключительно туши.

Сохранить в закладках