В статье представлен системный анализ теоретических представлений и эмпирических данных о феномене домашнего насилия в отношении женщин. Рассмотрены следующие аспекты проблемы: специфика феномена домашнего насилия, его причины и последствия, выбор женщиной-жертвой формы поведения в ситуации насилия.
Автором обобщены существенные признаки изучаемого феномена и сделан вывод о том, что системообразующим признаком является установление мужчиной власти над женщиной и контроля за ее поведением. Выделены три уровня факторов, влияющих на проявление насилия в отношении женщин: на макроуровне роль играют социальные представления, существующие в обществе; на мезоуровне - особенности внутрисемейной коммуникации в период детства; на микроуровне - особенности личности женщины-жертвы. На основе анализа результатов эмпирических исследований представлен психологический портрет женщины-жертвы, включающий характеристики структурных компонентов личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной, коммуникативной сфер), а также интегральные свойства (Я-концепция, жизнестойкость, психологическая устойчивость, социальная зрелость). В целом данные личностные свойства можно охарактеризовать как неполноценные. Показано, что ситуация домашнего насилия оказывает комплексное негативное влияние как на саму женщину-жертву, характер ее взаимоотношений с другими людьми, так и на ближайшее социальное окружение. Негативные последствия могут быть пролонгированы и проявляться после выхода из ситуации насилия.
Выявлен дефицит исследований вопроса о факторах, влияющих на принятие женщиной-жертвой решения о выходе из ситуации насилия. Выдвинута гипотеза о влиянии субъективного восприятия ситуации насилия на принятие такого решения. Системный анализ ретроспективного восприятия женщиной-жертвой, вышедшей из ситуации насилия, может стать важным источником информации при исследовании данной проблемы.
В статье представлен системный анализ термина «цифровая грамотность». Отмечается, что в публикациях по цифровой грамотности проявляются прежде всего три различные точки зрения. Первая берет свое начало с работы П. Гилстера и ориентирована на навыки. Вторая концепция основана на понимании многоаспектного характера цифровой грамотности.
И третья, более критическая точка зрения определяет цифровую грамотность через рефлексивный подход. Указывается, что при определении цифровой грамотности авторами очерчиваются различные области применения цифровой грамотности, например социальные практики и опыт действия субъекта в цифровых пространствах. В заключение делается вывод о том, что системный анализ феномена цифровой грамотности демонстрирует, что основными критериями выступают когнитивный, поведенческий, социальный и рефлексивный критерии.
Представленный в работе системный анализ исследований обеспечивает понимание термина «цифровая грамотность», раскрывая эволюцию концептуальных представлений. Общей характеристикой различного понимания цифровой грамотности является то, что со временем концепции превратились из исключительно оперативного и технического подходов к использованию технологий в ориентированные на знания, когнитивные, критические и рефлексивные подходы. Обзор также демонстрирует, что эти теории используются в различных предметных областях, в том числе в области высшего образования.
Целью статьи является определение системы социологического мониторинга для управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении (УИД ОУ).
В статье авторы обосновывают значение УИД ОУ, связывая его успешность с наличием системы социологического мониторинга. Расширение применения мониторинга в разных сферах жизнедеятельности общества приводит к увеличению числа исследований, как теоретических, так и практических. Проведенный авторами анализ нормативных правовых документов и научной литературы в области инноваций, управления и мониторинга позволил сформировать и обосновать систему организации социологического мониторинга инновационной деятельности.
Далее отмечается, что инновационная деятельность образовательной организации обусловлена имеющимися противоречиями, которые сложились не только между обществом и системой образования, но и в самой образовательной сфере. Решению обозначенных в статье противоречий будет способствовать социологический мониторинг, функциональность которого меняется в зависимости от этапа проведения инноваций.
Сформированная система социологического мониторинга включает три основных компонента: концепцию, условия, методы, - содержание которых раскрывается в статье. Системный подход позволил определить основные направления результативности инновационной деятельности образовательной организации, которые можно выявить при помощи мониторинга.
В результате при подведении итогов статьи обозначаются стержневые аспекты возможностей социологического мониторинга инновационной деятельности образовательной организации.