Цель. Изучение многомерной модели взаимосвязи самореализации личности и параметров субъективного благополучия в пожилом возрасте.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проводилось на репрезентативной выборке из 200 респондентов в возрасте 55–85 лет с применением двух взаимодополняющих психодиагностических методик: Многомерного опросника самореализации личности (МОСЛ) С. И. Кудинова и опросника «Ваше самочувствие» О. С. Копиной. Статистическая обработка данных осуществлялась методами корреляционного и кластерного анализа.
Результаты. Корреляционный анализ выявил тесную сопряжённость всех параметров субъективного благополучия (удовлетворённости жизнью, здоровьем, реализованности потребностей, стрессоустойчивости) с показателями самореализации в пожилом возрасте, особенно её общим уровнем, гармоничностью и социальным компонентом. С помощью кластерного анализа выделены три типологических варианта соотношения самореализации и субъективного благополучия: гармоничный (высокая самореализация в сочетании с выраженным благополучием), диссонансный (интенсивная самореализация при сниженном благополучии) и редуцированный (низкая самореализация и субъективное неблагополучие).
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование позволило получить целостное представление о характере связи самореализации и субъективного благополучия в пожилом возрасте. Установлена роль высокого благополучия как ресурса полноценного самоосуществления и, одновременно, самореализации как фактора поддержания психологического здоровья в старости. Научная новизна работы заключается в обосновании многомерной модели соотношения изучаемых феноменов, дифференциации качественно специфичных типов их взаимосвязи. Полученные результаты открывают перспективы разработки программ гармонизации процессов саморазвития, адаптации в позднем возрасте и девиктимизации.
Цель. Исследовать взаимосвязь между использованием различных социальных сетей и психическим здоровьем подростков, а также разработать рекомендации по снижению влияния данных факторов психологического стресса. Выявить оптимальные показатели для использования социальных сетей и поддержанием психологического равновесия.
Процедура и методы. Проведено комплексное исследование с использованием смешанных методов, включающее систематический обзор литературы, мета-анализ, количественный опрос (n=1500, возраст 13–19 лет) и полуструктурированные интервью (n=50). Использованы стандартизированные методики: Шкала интенсивности использования социальных сетей (SMUIS), Шкала самооценки Розенберга, Опросник здоровья пациента (PHQ-9) и Шкала генерализованного тревожного расстройства (GAD-7).
Результаты. Выявлена значимая отрицательная корреляция между интенсивностью использования социальных сетей и самооценкой (r = -0.31, p <0.001), а также положительная корреляция с уровнем тревожности (r = 0.33, p <0.001) и депрессии (r = 0.28, p <0.001). Обнаружена криволинейная зависимость между использованием социальных сетей и психологическим благополучием, где умеренное использование связано с наиболее позитивными результатами. Выявлены значимые гендерные различия: девушки демонстрируют большую уязвимость к негативным эффектам социальных сетей (t (1498) = 7.42, p <0.001).
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные сведения подтверждают, что помощь и участие родителей в освоении онлайн-сферы, возможность поговорить о ней открыто помогают более лёгкой адаптации молодёжи на социальных платформах. Сведения показывают, что при помощи социальных платформ можно воздействовать на психику и самооценку молодых людей. Данное влияние имеет нелинейные показатели и формируется разными аспектами, содержащими различный гендер, возрастную категорию и особенности характера. Подобные данные являются особенно важными на практике, потому что показывают необходимость частичного ограничения социальных платформ в жизни молодёжи. Подростки женского пола показывают наибольшие риски при отрицательных воздействиях социальных платформ на самооценку, что объясняется значимостью сравнения и оцениванием внешних параметров в рамках данной категории.
Цель. Изучение взаимосвязи между проэкологичным поведением и интернет-зависимостью у студентов и её гендерный анализ.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 595 студентов: 340 женщин и 255 мужчин (средний возраст – 18,1±2,3). Для исследования уровня интернет-зависимости использовалась «Шкала интернет-зависимости» С. Чена (CIAS) в адаптации В. Л. Малыгина и К. А. Феклисова. Уровень сформированности проэкологичного поведения студентов и его компонентов изучался при помощи авторской анкеты, направленной на определение особенностей энергосберегающего поведения юношей и девушек и уровня его «проэкологичности». Для анализа ценностно-смысловой сферы респондентов применялся «Ценностный опросник» Ш. Шварца.
Результаты. Согласно полученным данным, вместе с ростом уровня интернет-зависимости у студентов возрастает ценность заботы о природе. Однако глубокая интернет-зависимость мало затрагивает ценностно-смысловую сферу студентов мужского пола и никак не связана с их проэкологичным поведением. Тогда как в целом более проэкологичные женщины демонстрируют укрепление экологичной позиции одновременно с ростом уровня интернет-зависимости.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что полученные нами результаты открывают для психологии перспективное направление для дальнейших исследований роли интернет-пространства в формировании проэкологичного поведения, а также выявления контента, который способен повлиять на трансформацию ценностно-смысловой сферы в пользу проэкологичности.
Цель. Выявить особенности мотивов информационной активности личности с различными индивидуальными стилями медиапотребления.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 60 человек, которых 24 юноши и 36 девушек в возрасте от 18 до 35 лет, среди которых учащиеся ГБОУВО РК «КИПУ им. Февзи Якубова» и случайные пользователи сети Интернет. В констатирующем эксперименте были использованы методики: «Индивидуальный стиль медиапотребления» (Г. Н. Малюченко, В. М. Смирнов, А. С. Коповой), методика «Мотивационная структура информационной активности» (Г. Н. Малюченко, В. М. Смирнов, А. С. Коповой). В процессе статистического анализа данных были использованы U-критерий Манна – Уитни, корреляционный анализ Спирмена. Программное обеспечение исследования составили MS Excel 2021 и IBM SPSS Statistics 22.0.
Результаты. Выявлено, что существуют взаимосвязи между выраженностью мотивов информационной активности личности и проявленностью индивидуальных стилей медиапотребления.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть учтены в процессе психологического сопровождения процесса медиасоциализации личности.
Цель. Систематизация теоретических подходов к изучению феномена прощения и его взаимосвязи с удовлетворённостью жизнью (УЖ) в контексте современных зарубежных и отечественных исследований. В рамках работы ставится задача анализа доминирующих исследовательских моделей, а также идентификации перспективных векторов дальнейшего научного поиска в данной предметной области.
Методология. Исследование основано на анализе 112 научных работ (2000–2023 гг.), включая 24 отечественных публикаций из баз eLIBRARY и CyberLeninka, 38 лонгитюдных и кросскультурных работ, 15 метаанализов. Для классификации данных использовались такие критерии отбора, как: тип модели прощения (процессуальная, REACH, мотивационно-трансформационная), эмпирические данные о связи прощения и УЖ, валидизированные методики (опросник УЖ Динерa, шкала прощения Харгрэйва-Зельцера), культурный контекст (38% работ включают российскую выборку). Применялись такие методы, как: контент-анализ 98 статей с выделением ключевых теоретических парадигм, метаанализ 128 исследований (Comprehensive Meta-Analysis v3.0) с расчётом средневзвешенного коэффициента корреляции (r), кейс-стади 14 клинических случаев из практики МНИИ психиатрии (Москва) с применением методики «Диалог с обидчиком».
Результаты. Установлена устойчивая связь прощения и УЖ (r = 0.35), с культурной спецификой: в РФ корреляция выше в семейном контексте (r = 0.41), на Западе — в личностном росте (r = 0.38). Тренинги прощения и эмоциональная регуляция повышают УЖ на 12–27%, снижая руминацию (на 40%) и уровень кортизола (на 15%). В коллективистских культурах связь прощения с благополучием выражена сильнее (на 27%) из-за акцента на социальную гармонию, тогда как в индивидуалистских обществах доминирует связь с личным комфортом. Отечественные модели акцентируют коллективистские ценности, зарубежные – индивидуальную мотивацию. Религиозный контекст усиливает эту взаимозависимость за счёт интеграции прощения в ценностные системы. Тренинги по модели REACH демонстрируют повышение УЖ на 15–20%, а включение прощения в терапию депрессии снижает рецидивы на 34%.
Теоретическая и/или практическая значимость. Работа интегрирует разрозненные модели прощения, предлагая многомерную схему его влияния на УЖ через когнитивные, эмоциональные и социальные механизмы. Опровергнут стереотип о пассивности прощения: данные нейровизуализации подтверждают, что оно требует сознательного контроля (активация префронтальной коры). Выявленная культурная специфика ставит под сомнение универсальность западных моделей, подчёркивая необходимость адаптации интервенций к этнопсихологическим особенностям. Результаты исследования применяются в психотерапии (снижение симптомов ПТСР на 28% за счёт протоколов с элементами прощения), образовании (программы против буллинга на основе моделей Enright), семейном консультировании (рост удовлетворённости браком на 73%), программах профилактики эмоционального выгорания и корпоративной среде (сокращение трудовых конфликтов на 31% при использовании REACH-тренингов). Перспективным направлением является разработка цифровых инструментов, таких как мобильные приложения для отслеживания прогресса в практике прощения, и интеграция в терапию. Таким образом, исследование трансформирует прощение из абстрактной концепции в технологию улучшения качества жизни, объединяя теоретические инсайты с практико-ориентированными решениями.