Архив статей

Советская ностальгия в компьютерных играх (2025)
Выпуск: № 1, Том 4 (2025)
Авторы: АРТАМОНОВ ДЕНИС СЕРГЕЕВИЧ, БАЛАШ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, СЮСЮКИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья посвящена исследованию феномена советской ностальгии и её влияния на современную цифровую культуру, в частности, на индустрию компьютерных игр. Авторы анализируют, как культурные образы и наследие СССР продолжают влиять на массовую культуру, формируя коллективную память и ностальгические чувства у разных поколений. Советская ностальгия рассматривается как сложное социокультурное явление, основанное на идеализации прошлого, романтизации социалистического опыта и реакции на современные кризисы. Особое внимание уделяется тому, как ностальгия по СССР используется в политических целях для легитимации власти и создания объединяющих нарративов. В статье подробно рассматривается, как советская ностальгия проявляется в компьютерных играх, созданных как в России, так и за рубежом. Авторы делают вывод, что геймдизайнеры используют советскую эстетику, исторические сюжеты и мифологизированные образы для погружения игроков в альтернативные исторические сценарии. Они отмечают, что игры сочетают в себе как позитивные аспекты советского прошлого (социальные гарантии, научный прогресс), так и критику тоталитарных практик и утраты индивидуальности. Статья подчеркивает, что советская ностальгия в играх становится мостом между поколениями, позволяя старшему поколению вспомнить прошлое, а молодежи — романтизировать историческую эпоху. Однако авторы также указывают на риски упрощения и искажения исторических реалий, особенно в играх, созданных западными студиями. В заключение делается вывод о важности дальнейших исследований для понимания трансформации исторической памяти в цифровую эпоху и баланса между коммерческими целями разработчиков и исторической достоверностью.

Сохранить в закладках