Исследование посвящено барщине в помещичьих имениях Южного Урала дореформенной России (в административно-территориальном делении первой половины XIX века - Оренбургской губернии). Показано, что в дореформенное время XIX века в большинстве помещичьих имений ЮжноУральского региона господствующей формой повинности была барщина: более 85 % помещичьих крестьян края исполняли в пользу своих господ именно этот вид повинности. На базе материалов фондов Российского государственного архива древних актов, Российского государственного военно-исторического архива, Российского государственного исторического архива, отдела письменных источников Государственного исторического музея, а также документов 2-го и 3-го томов трудов Редакционных комиссий 1860 года в статье анализируются причины доминирующей роли барщины в помещичьих имениях края (относительное многоземелье колонизуемого региона, узость рынка свободной рабочей силы, хозяйственные соображения помещиков, экономические возможности крестьянских хозяйств и др.). Автор определяет динамику интенсивности барщины в течение первой половины XIX века. Для характеристики барщины проведены расчет рабочего времени барщинных крестьян, а также анализ стоимости барщинных работ крестьян, позволившие выявить соответствие барщины размеру оброка, выплачиваемого оброчными крестьянами данной местности. Отмечается, что по сравнению с помещичьими имениями других регионов России душевая норма барщины здесь была в целом относительно невысокой в силу специфических особенностей преимущественно земледельческого края. Подчеркивается перспективность дальнейшего изучения проблемы, поскольку информационные возможности специального анализа института барщины на региональном уровне еще далеко не исчерпаны.
В статье на основе архивных документов, бóльшая часть которых вводится в научный оборот впервые, исследуется деятельность созданного в октябре 1944 года Управления уполномоченного Совета народных комиссаров СССР по делам репатриации советских граждан, объединившего ведомства, имевшие собственные зоны ответственности и вступавшие друг с другом в противоречия: Народный комиссариат внутренних дел, Народный комиссариат государственной безопасности и Главное управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны. Материалы, касающиеся организации репатриации из Финляндии в СССР с 1944 по 1955 год, позволяют раскрыть процессы оперативного межведомственного взаимодействия, разработки соответствующих инструкций, ведомственного согласования в непредвиденных ситуациях. В конечном счете объединенные действия названных структур обеспечили успешную репатриацию не менее чем 100 тыс. советских граждан и военнопленных. В работе выделены аспекты, повлиявшие на ход репатриации, включая создание нормативно-правовой базы для разграничения межведомственных полномочий, выявление преступных элементов среди репатриантов, поиск сбежавших пленных. Постановления Государственного комитета обороны, нормативные документы Народного комиссариата внутренних дел, принятые и утвержденные в военное и послевоенное время, легли в основу процесса репатриации советских граждан, в т. ч. из Финляндии. В ходе исследования установлено, что часть советских граждан принимала участие в боевых действиях на стороне Финляндии в составе 3-го и 6-го батальонов. Некоторые военнопленные занимались контрразведывательной деятельностью, сотрудничали с администрацией лагерей. В статье обосновывается вывод, согласно которому межведомственное взаимодействие способствовало созданию устойчивой системы проверки репатриантов, обеспечению безопасности советских военнопленных и интернированных в период репатриации, распределению репатриантов для решения экономических задач советского государства.
В работе рассматриваются пассажирские перевозки трамваем - основным городским пассажирским транспортом в городах РСФСР. Цель настоящего исследования - на основе данных по Челябинской области определить факторы, влиявшие на качество пассажирских перевозок, пассажирский опыт взаимодействия с трамваем, противоречивость оценок качества пассажирских перевозок. Статья написана в рамках методологии экономической истории, дополненной положениями теории мобильности, и являет собой попытку представить историю пассажирских перевозок как многофакторный процесс. Авторы раскрывают формальные и качественные характеристики организации пассажирских перевозок трамваем: наличие диспетчерских служб, состояние остановок и подвижного состава, инвентарное число вагонов, число вагонов на линии, электроснабжение трамвая, опыт ожидания трамвая пассажирами. Пассажиры и местные газеты часто критиковали перевозки трамваем, отмечая срывы графиков движения, хотя длительное ожидание было типичным явлением. Несмотря на постоянные замечания, трамвай оставался ведущим городским транспортом в 1930-1940-е годы, т. к. его появление было обусловлено потребностями советской индустриализации. На основе анализа архивных документов и материалов периодической печати авторы приходят к выводу, что остаточный принцип снабжения трамвайных предприятий Челябинской области вагонами и второстепенная роль городского электротранспорта в структуре советской экономики негативно влияли на организацию пассажирских перевозок, основной функцией которых в период советской индустриализации и годы Великой Отечественной войны была связь рабочей силы и промышленных предприятий. К концу 1940-х годов большее значение приобрела функция связи мест проживания с социально-культурными объектами
В статье освещен один из малоизученных вопросов в региональной истории земского самоуправления - структура и динамика обязательных и необязательных расходов уездных земств Вологодской губернии в период с 1871 по 1916 год. Цель настоящего исследования - на основании неопубликованных источников Государственного архива Вологодской области и опубликованных законодательных документов раскрыть структуру и динамику расходов по уездам Вологодской губернии, рассмотреть, как на них повлияли законы, и выявить величину затрат по различным категориям обязательных и необязательных расходов. Практическая значимость работы заключается в изучении опыта финансовой деятельности земств для организации более эффективной деятельности учреждений современного российского самоуправления. Данные указанных источников позволили выяснить, как изменение доли расходов повлияло на развитие уездного земского хозяйства Вологодской губернии. Объектом исследования являются сметы 10 уездных земств Вологодской губернии, включающие в себя обязательные и необязательные расходы. В результате проведенных расчетов удалось установить закономерные особенности земских расходов, ключевым среди которых в сметах уездных земств числилось постепенное увеличение доли необязательных расходов по отношению к обязательным. Основной причиной снижения доли обязательных расходов послужили законы, принятые правительством Российской империи. Подробное исследование земских смет дало возможность определить, на какие категории расходов выделялись большие денежные средства. Так, по категориям обязательных расходов основные средства выделялись на содержание мировых судебных учреждений, дорожную и подводную повинности. По категориям необязательных расходов основные средства шли на народное образование, медицину и содержание уездных управ.
В работе на материалах Российского государственного архива экономики исследуется состояние материально-технической базы и сельскохозяйственного производства в совхозах Архангельской области в 1946-1950 годах. Отмечается, что деятельность советских хозяйств никогда не привлекала к себе (в отличие от колхозов) большого внимания исследователей, поэтому историография данной проблемы весьма незначительна. Констатируется, что вплоть до 1960-х годов совхозы не составляли серьезной конкуренции колхозам и подсобным хозяйствам населения в производстве сельскохозяйственной продукции. В статье в динамике приведены сведения о материально-технической базе советских хозяйств, состоянии земледелия и животноводства, сдаче государству сельскохозяйственной продукции, определена роль совхозов в аграрном производстве. Авторы подчеркивают, что за годы Великой Отечественной войны сократилась как численность самих совхозов, так и их ресурсная база. Помимо войны тяжелые потери сельское хозяйство исследуемого региона понесло от крайне неблагоприятных погодных условий 1946-1947 годов. Утверждается, что производственно-техническая база совхозов Архангельской области в характеризуемый период была достаточно скромной, однако урожайность зерновых и картофеля превышала общесоюзные показатели. В животноводстве, в свою очередь, на удовлетворительном уровне держались надои молока. Авторы приходят к выводу, что советские хозяйства играли весьма незначительную роль в аграрном секторе региона.
В настоящее время профилактика правонарушений в подростково-юношеской среде является одним из направлений деятельности правоохранительной системы Российской Федерации, требующих качественного совершенствования. Ввиду этого объективно необходимым становится обращение к многогранному историческому опыту различных структур, участвовавших в воспитательной и профилактической работе с детьми, подростками, юношами с отклоняющимся поведением. Многолетняя правоохранительная практика свидетельствует о том, что наибольший объем задач в указанной сфере решают органы внутренних дел. В рамках данной статьи с позиций современной исторической науки рассмотрены отдельные вопросы организации и осуществления оперативно-служебной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел, задействовавшихся в предупреждении правонарушений несовершеннолетних в конкретно-исторических условиях, складывавшихся в годы становления новой российской государственности и характеризовавшихся глобальной трансформацией всех сфер жизни общества, крайне высокой динамичностью экономических, социальных, политических процессов, идеологической и духовно-нравственной неопределенностью, резким ухудшением криминогенной ситуации в стране и, как следствие, значительным повышением уровня противоправной активности подраставшего поколения. В процессе исследования были использованы общенаучные и общеисторические методы, обеспечившие достоверность, всесторонность и конкретность полученных результатов. Изучение разноплановых исторических источников, как опубликованных, так и архивных, позволило автору сделать обоснованные выводы о месте и роли органов внутренних дел РФ в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также об эффективности превентивного воздействия заинтересованных подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции на подростково-юношеский контингент, обладавший противоправным потенциалом.