Цель исследования - разработка методики применения методов неразрушающего контроля для повышения эффективности управления качеством продукции в таможенных органах. Основные результаты исследования:
- отражена специфика зарубежного и отечественного опыта использования методов неразрушающего контроля в таможенном деле;
- приведено научное обоснование выбора методики применения методов неразрушающего контроля;
- обозначены результаты разработки методики применения методов неразрушающего контроля для повышения эффективности управления качеством продукции.
Материалы исследования: статистические данные ФТС РФ, сборники Росстата, отраслевых ассоциаций национальной экономики за 2020-2024 гг. по внешнеторговой деятельности. Методы исследования: систематизация, сравнительный анализ, сопоставительный анализ, анализ статистических временных рядов, обобщение, абстрактно-логический метод, индукция, дедукция, системный подход к экономическому анализу, концептуализация и алгоритмизация данных, графическая и табличная визуализация данных. Основные выводы исследования:
- международный опыт показывает, что интеллектуальное и системное применение методов неразрушающего контроля для повышения управления качеством продукции выступает эффективным средством в современных условиях существования глобальных вызовов, влияющих на осуществление внешнеэкономической деятельности. Несмотря на то, что Россия постепенно движется в направлении внедрения и использования рассматриваемых методов, для значительных положительных изменений нужно разработать методический подход, способствующий увеличению эффективности управления качеством продукции на основе использования методов неразрушающего контроля;
- научно обоснованный выбор метода неразрушающего контроля для таможенных органов, базирующийся на системе критериев, позволяет эффективно решать задачи таможенного контроля управления качеством продукции, а также достичь экономического эффекта, превышающего издержки на приобретение основных средств;
- результаты оценки эффективности разработанной методики показывают, что она имеет достаточно высокий потенциал для трансформации таможенного контроля, поскольку способна обеспечить безопасность продовольственных рынков, объективность и достаточно быстрое прохождение процедур таможенного администрирования.