Архив статей

МЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДИВЕРСИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (2025)
Выпуск: Том 27 № 1 (2025)
Авторы: Карманов Михаил Владимирович, Киселева Ирина Анатольевна, Кузнецов Владимир Иванович, Трамова Азиза Мухамадияевна

В настоящее время наблюдается быстрое расширение информационного пространства. Это дает обществу новые возможности и создает новые проблемы. Так, зачастую информация используется не по прямому назначению, а как инструмент информационных войн, которые оказывают психологическое воздействие на сознание населения. Вместе тем понятие «информационная война» трактуется по-разному, соответственно, нет единого мнения в оценке влияния информационных войн на сознание человека. В связи с вышесказанным актуальными являются исследования, направленные на оценку этого влияния и разработку мероприятий по противодействию ментальным информационно-статистическим диверсиям.

Цель. Уточнить сущность понятий «информационная война», «ментальные информационно-статистические диверсии», рассмотреть методологические вопросы использования информации в ментальных войнах, в результате которых возможно изменение мировоззрения.

Методология. Применяются методы теоретического исследования в форме обобщения, сравнения и специальных аналитических процедур. Результаты. В статье приводится обзор литературы, посвященной проблемам ментальных информационно-статистических диверсий. Отмечается, что в информационном воздействии важное место отводится статистическим данным, которые позволяют наглядно продемонстрировать правоту тех или иных идей. Рассмотрены способы манипуляций статистическими данными.

Выводы. Проблемы ментальных информационно-статистических диверсий в современном мире приобретают особую актуальность. Выявлены особенности ментальных информационно-статистических диверсий, определены причины и направления противодействия им. Во-первых, система единого государственного экзамена имела позитивные и негативные последствия. В силу тестовой системы подготовки и накопления знаний, подразумевающей не творчество, а натаскивание на правильные ответы, многие исторические, литературные, культурные и прочие ценности остались за бортом. Это подготовило почву для проведения информационно-статистических диверсий. Во-вторых, недостаточная статистическая грамотность. Население не располагает специальными знаниями, позволяющими быстро и успешно разбираться в откровенной статистической дезинформации, а тем более в завуалированных статистических диверсиях ментального характера.

Область применения полученных результатов. Материал может быть полезен при разработке мероприятий по противодействию ментальным информационно-статистическим диверсиям.

Сохранить в закладках