В статье рассматриваются проблемы, выявляемые специальным экспертным советом ВАК по гуманитарным наукам, в том числе в юридической сфере, возникающие в ходе проведения экспертизы аттестационных дел и диссертационных исследований.
Так, автором отмечается, что при оценке научно-практических результатов диссертационных исследований по юридическим наукам важно учитывать произошедшее в 2022 г. распределение юридических наук по соответствующим номенклатурным единицам: это позволило расширить возможности исследователей по изучению проблем правового регулирования отдельных сфер общественной жизни во взаимосвязи самых разных отраслей права с использованием междисциплинарных и межотраслевых подходов, устранить барьеры между отраслями права и способствовать развитию совершенствования законодательства.
В статье определяются формальные и научные признаки, показатели и критерии научного исследования. Анализируются логика изложения и внутреннее единство диссертационного исследования, выработка единого методологического подхода.
Особое внимание уделяется оценке научных результатов, значению научных дискуссий при заслушивании соискателей, отмечается определение степени практичности научных результатов и уровня государственной тайны.
В статье исследуется ключевая задача формирования высококлассных юристов для органов правопорядка. Авторы проводят глубокий анализ потребности во всестороннем подходе к подготовке специалистов. Этот подход включает в себя не только интенсивное изучение юридических наук, но и тесную интеграцию со смежными дисциплинами (криминологией, социальной психологией), практическое обучение через тренинги и стажировки. Особое внимание в работе уделяется развитию критического мышления юристов: способности анализировать информацию, эффективно взаимодействовать и соблюдать нормы профессиональной этики с акцентом на законность действий. Учебные программы, по мнению авторов, должны быть адаптированы к современным вызовам общества и строго соответствовать действующему законодательству. В итоговой части работы подчеркнута стратегическая значимость качественного юридического образования для обеспечения верховенства права в стране и укрепления авторитета правоохранительных структур. Авторы призывают к активному участию государства в модернизации системы юридического образования, рассматривая это как инвестицию в будущее правового государства и повышение доверия граждан к правоохранительным органам. Работа завершается прогнозом возможных последствий недостаточного внимания к качеству подготовки юристов и предложением конкретных механизмов решения выявленных проблем.
В статье рассматриваются вопросы дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере развития педагогических компетенций; анализируются и обобщаются результаты практик повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования образовательных организаций ФСИН России; предлагаются варианты обновления системы непрерывного образования взрослых по актуальным вопросам воспитания и личностного развития.
Предметом статьи является анализ практики существующей системы повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы по проблемам организации воспитания и предложения по ее совершенствованию.
Цель исследования - формирование предложений по обновлению постдипломного обучения работников ведомственных структур и организаций.
Методами исследования стали анализ научной литературы и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах образовательных организаций ФСИН России.
Научная новизна заключается в рассмотрении предмета исследования под иным углом и предложении новых стратегий развития образовательной практики в ведомственных организациях. Теоретическая значимость исследования - в предложении модели педагогических компетенций работника ФСИН России, применимой в системе повышения квалификации; определении профессиональной деятельности сотрудников УИС в сфере воспитания как полисубъектной.
Практическое значение представленного материала заключается в актуализации повышения квалификации сотрудников по педагогике; акцентируется внимание на усилении воспитательной проблематики в дополнительных профессиональных программах.
Сделаны выводы о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению сотрудников УИС в системе дополнительного профессионального образования; предложены стратегии обновления системы непрерывного образования кадров УИС.