В исследовании рассматривается важность воздействия средств массовой информации на предупреждение преступлений и повышение общественной безопасности. Акцентируется внимание на том, что СМИ являются одним из основных источников информации, влияющих на сознание и поведение людей. В работе представлены результаты исследования, демонстрирующего, что СМИ могут оказывать существенное влияние на уровень преступности. Описываются различные способы использования СМИ для предупреждения преступлений, среди которых акцент делается на информировании об опасных событиях, быстром оповещении о происходящем, освещении успехов правоохранительных органов в борьбе с преступностью. В заключение статьи автором подчеркивается, что СМИ остаются одним из важнейших инструментов в борьбе с криминальной активностью, а процесс противодействия преступности на различных стадиях является консолидированным процессом. Если стадии раскрытия, расследования и принятия законного решения по уголовно наказуемому деянию относится строго к ведению управомоченных на это компетентных органов, то комплекс превентивных мероприятий в особенности в части профилактики и предупреждения криминальных проявлений является одной из насущих задач всего гражданского общества. Только совместные действия всех институтов социума могут позволить успешно противодействовать преступности в ее различных проявлениях. Необходимо совершенствовать средства массовой информации, используемые в информировании широкой аудитории о преступлениях, придерживаться этических стандартов и правил, а также работать в сотрудничестве с правоохранительными органами для дальнейшего улучшения ситуации в области общественной безопасности.
В статье проводится анализ осуществляемой Российской Федерацией деятельности по борьбе с угрозами экстремизма и терроризма на пространстве Евразии в современных условиях глобальных экономических, политических и иных изменений. Автором рассматриваются меры, предпринимаемые Российской Федерацией в вопросах обеспечения стабильности и безопасности на территории евразийского континента. Цель работы заключается в определении и критическом осмыслении пробелов и проблем, сложившихся на просторах Евразии в деле противодействия угрозам экстремистского и террористического характера, а также в формулировании предложений по усовершенствованию подходов к формированию единой евразийской системы международной безопасности, способной оперативно реагировать на возникающие вызовы и кризисные явления, обусловленные деятельностью террористических и экстремистских организаций. Автор приходит к нескольким выводам. Во-первых, деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве должна носить предупредительный характер, основываться на систематическом анализе происходящих процессов, прогнозировании угроз на основе обобщения получаемых данных. Во-вторых, успешное противодействие экстремизму и терроризму возможно лишь при адекватном восприятии этих угроз государствами, участвующими в международных усилиях по обеспечению мира и безопасности. Невозможно обеспечить внутригосударственную безопасность и международную безопасность при активной борьбе с терроризмом, но отсутствии полноценного противодействия угрозам экстремистского характера, создающим в перспективу питательную среду для дальнейшего террора. В-третьих, успешное противодействие экстремизму и терроризму выходит за рамки только правоохранительных и военных задач. Важным аспектом борьбы с указанными угрозами является устранение причин и условий, способствующих их распространению. К подобным условиям можно отнести социально-экономическую нестабильность, низкий уровень образования, отсутствие информационной грамотности населения, безработицу и ряд других факторов, неразрешенные этнические, религиозные, культурные и иные конфликты.
Современное общество сталкивается с множеством проблем, связанных с преступностью и нарушением законов. В связи с этим важным направлением деятельности государства является борьба с преступностью и ее предупреждение. Одним из инструментов борьбы с преступностью являются альтернативные лишению свободы виды наказания, которые могут быть назначены вместо тюремного заключения. Такие альтернативные меры включают в себя общественно полезный труд, условное осуждение, арест как вид наказания и другие. Однако, чтобы эти меры были эффективными, необходимо обеспечить их правильную организацию и контроль. В этой связи, важным является взаимодействие между уголовно-исполнительными инспекциями и органами внутренних дел. Это позволит обеспечить мониторинг соблюдения условий альтернативных мер, а также своевременную реакцию на нарушения.
В статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы с мошенническими действиями, совершаемыми дистанционно путём использования мобильной (сотовой) связи и информационно-телекоммуникационных сетей, и на примере опыта Кабардино-Балкарской Республики раскрываются особенности противодействия указанной категории преступлений. Авторы осуществляют анализ результатов деятельности органов внутренних дел в Кабардино-Балкарской Республике за 2021-2022 годы и формулируют основные принципы успешного противодействия мошенническим действиям, совершаемым дистанционно. Цель работы заключается в критическом осмыслении проблем и пробелов, связанных с выявлением, раскрытием и расследованием мошеннических преступлений, осуществляемых посредством использования информационно-коммуникационных сетей и средств мобильной (сотовой) связи, а также в определении наиболее приоритетных направлений противодействия данной категории преступлений. Авторы приходят к нескольким выводам. Во-первых, деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию мошенничествам, совершаемым дистанционно, часто осложнена невозможностью привлечения виновных лиц к ответственности, а также отсутствием эффективных механизмов возврата финансовых средств, утраченных гражданами в результате дистанционных действий мошенников, использующих информационно-телекоммуникационные сети и средства мобильной (сотовой) связи. Во-вторых, приоритетным и наиболее эффективным подходом к противодействию рассматриваемой категории преступлений является информирование населения России об актуальных угрозах, создаваемых мошенническими действиями, наиболее частых методах и приемах введения в заблуждение граждан Российской Федерации, применяемых злоумышленниками, а также способах обезопасить себя и свои финансовые средства от противоправных действий посредством соблюдения простых комплексов правил и алгоритмов действий в случае дистанционного контакта с возможными мошенниками. В-третьих, фундаментом эффективного противодействия мошенническим действиям, совершаемым дистанционно, должна быть достаточная научно-исследовательская база, методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел и системное изучение этой угрозы, позволяющие реализовывать предупредительный подход к противодействию таким преступлениям, основанный, в том числе, на прогнозировании перспективных технологий и способов совершения дистанционных мошенничеств.