Архив статей

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: ЗЕМЛЯНУХИНА О.С.

Статья посвящена исследованию ключевых исторических аспектов становления и развития такого важного в педагогической науке понятия, как «исследовательская культура будущего педагога». Выделены шесть этапов развития данного феномена педагогической мысли. По результатам историко-теоретического анализа делается вывод о сути и содержании термина «культура», формулируется авторское определение понятия «исследовательская культура будущего педагога».

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В УНИВЕРСИТЕТЕ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Стеценко Анатолий Иванович

В статье соотносятся варианты экономического и социологического понимания категории человеческого капитала. Отмечается, что в социологическом ракурсе уже достаточно давно в научном обороте бытует категория человеческого капитала. Поиск параметров оптимального взаимодействия участников образовательного процесса в вузе дал возможность увидеть потенциал категории человеческого капитала в уточнении его структуры и функций на примере образовательной среды университета и оформить идею педагогического капитала как инструмента усиления эффективности взаимодействия и взаимоотношений субъектов в образовательном пространстве. Составляющими педагогического капитала могут выступать образовательный и интеллектуальный капитал.

Сохранить в закладках
ЭВЕЛИНА ПАВЛОВНА ДОМАШЕВСКАЯ. УЧЕНЫЙ. ПЕДАГОГ. ЧЕЛОВЕК: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА (К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА Э. П. ДОМАШЕВСКОЙ) (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Турищев Сергей Юрьевич, Середин Павел Владимирович, Овчинников Олег Владимирович

Статья посвящена уникальному человеку, физику, ученому с мировым именем, незаурядному педагогу и основателю известной во всем мире научной школы Воронежского государственного университета профессору Эвелине Павловне Домашевской. Яркие и важные моменты биографии ученого и учителя приводятся наряду с оригинальными и особенными штрихами многогранной деятельности и достижений Эвелины Павловны для науки, образования и университета.

Сохранить в закладках
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА СТРАНЫ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Корнев Сергей Викторович, Титоренко Светлана Алексеевна

Фундаментальное образование, в первую очередь математическое и естественно-научное, лежит в основе национального суверенитета Российской Федерации, неотъемлемыми составляющими которого выступают технологический суверенитет и не менее важный с точки зрения будущего нации мировоззренческий суверенитет. В настоящей статье приводится краткий анализ происходящих и грядущих изменений в сфере образования, в том числе высшего, с опорой на богатый опыт проведения реформ образовательной системы в нашей стране в различные исторические периоды.

Сохранить в закладках
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Костин Владимир Алексеевич

Образование всегда было результатом фиксирования научных достижений. Передача знаний и опыта от старшего поколения младшему проходило со скоростью, меньшей или равной скорости появления новых научных теорий. Это позволяло методически подготавливать образовательный процесс большинства специалистов. Исключение состояло лишь в подготовке непосредственно научных кадров, где предметом опыта являлось не только освоение материала, но и сам процесс появления нового знания. В текущий момент технологии искусственного интеллекта развиваются со значительной скоростью, но с еще большей скоростью эти технологии применяются для решения прикладных и даже повседневных задач, в том числе и в обучении. Это создает для образовательного сообщества вызовы не только оптимального описания современных технологий, но и их непосредственного, причем эффективного, применения. А как известно, использовать не проверенные временем технологии намного труднее, поскольку это влечет за собой некоторые риски. Этой проблеме посвящена настоящая статья.

Сохранить в закладках
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМАХ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: ЖАРОВ С. Н. ОБРАЗОВАНИЕ В ПОТОКЕ ПЕРЕМЕН: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ / С. Н. ЖАРОВ. - МОСКВА: КАНОН+ РООИ «РЕАБИЛИТАЦИЯ», 2025. - 256 С.) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Белозерцев Евгений Петрович

Представлена рецензия на научное издание, посвященное философскому анализу образования в потоке современных изменений. В рецензии предпринимается попытка целостно рассмотреть философский анализ, который опирается на многообразные классические и современные источники, выделяя отдельные идеи и положения, наиболее интересные для преподавателя вуза. Кроме того, содержатся размышления об отечественном образовании и педагогике автора рецензии как реакция на прочитанную монографию.

Сохранить в закладках
К ОСНОВАМ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Н. И. ПИРОГОВА КАК НАВИГАТОР В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КОЗЛОВ В. В.

В статье представлен взгляд на современное состояние студенческой молодежи и обозначена важность патриотического и гражданского воспитания обучающихся в вузах России. Особое внимание уделено базовым установкам педагогической концепции Н. И. Пирогова, которые связаны с воспитанием не столько узкого специалиста в той или иной профессиональной области, сколько с развитием личности студента как ответственного гражданина Отечества. Преодоление негативных тенденций в современном российском образовании сопряжено с возвращением к фундаментальным основам русской педагогической традиции, ярким представителем которой является Н. И. Пирогов.

Сохранить в закладках
ВАЛЕНТИН СИДОРОВИЧ РАХМАНИН. УЧЕНЫЙ. УЧИТЕЛЬ. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА (К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА В. С. РАХМАНИНА) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ГЛУХОВА АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВНА

Статья посвящена известному ученому, педагогу и основателю кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета профессору Валентину Сидоровичу Рахманину Многогранная и плодотворная деятельность авторитетного ученого-социолога показана на фоне ярких и сложных поворотов в истории страны, региона, Воронежского университета. Добрые слова в адрес Учителя звучат из уст аспирантов и студентов разных поколений.

Сохранить в закладках
РАБОТА ВУЗОВ В ГОД ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Федина Н. В., АГИБАЛОВ А. В., КРАВЧЕНКО О. А.

год празднования 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, объявленный Указом Президента Российской Федерации В. В. Путиным Годом защитника Отечества, работа всех вузов страны проходит под знаком этого значимого события, имеющего без преувеличения исторический, геополитический и экзистенциальный смыслы. В связи с этим редакция серии «Проблемы высшего образования» журнала «Вестник Воронежского государственного университета» провела интервью с ректорами ряда региональных вузов, чтобы получить развернутую картину деятельности вузов, направленной на сохранение исторической памяти и патриотическое и гражданское воспитание студентов, а также с целью ознакомить научно-педагогическую общественность с эффективными практиками вузовской жизни, которые могут быть масштабированы на работу самых разных высших учебных заведений.

Сохранить в закладках
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК ИЗБРАННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ: САДОВНИЧИЙ В. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ / В. А. САДОВНИЧИЙ. - МОСКВА: ИЗД-ВО МОСК. УН-ТА, 2023. - 295 С.) (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: РАХМАНИН В.С., Костин Владимир Алексеевич

Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.

Сохранить в закладках
СОХРАНЕНИЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАСЛЕДИЕ А. П. КИСЕЛЁВА: ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Титоренко Светлана Алексеевна, Обуховский Валерий Владимирович, Корнев Сергей Викторович

А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА ДОЛЖНА СЛУЖИТЬ ДЕЛУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: ВАСИЛЬЕВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

ПРЕДСТАВЛЕНЫ МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРВЬЮ, КОТОРОЕ РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА ПРОВЕЛА С ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ (РАО) О. Ю. ВАСИЛЬЕВОЙ. ОТВЕЧАЯ НА ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ, О. Ю. ВАСИЛЬЕВА ПОДРОБНО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛА АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВОДИМЫХ В РАО, ТЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ РЕШАЮТ УЧЕНЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

Сохранить в закладках