ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ: ДИНАМИКА, СТРУКТУРА И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Бюраева Юлия Григорьевна, Бабуева Нина Анатольевна

Анализируется образовательный потенциал Республики Бурятия на основе оценки распределения населения по уровню полученного образования, а также уровня образования различных категорий населения с использованием балльного метода. В качестве эмпирической базы использованы данные Всероссийских переписей населения 1989-2020 гг. Анализ динамики структуры населения по уровню образования выявил увеличение доли населения с профессиональным образованием на фоне снижения доли лиц с общим образованием главным образом за счет лиц с высшим образованием, включая незаконченное и послевузовское. Выявлено изменение образовательной структуры населения в пользу лиц с высшим образованием вследствие снижения доли населения со средним профессиональным образованием. Проведена сравнительная характеристика структуры населения по уровню образования Республики Бурятия и РФ в целом. Показана утрата преимущества регионом, заключающаяся в более высокой доле населения с высшим и средним профессиональным образованием в результате их более значительного роста на уровне РФ. Выявлена тенденция сохранения роста образовательного уровня населения республики, как и РФ в целом. Однако негативные моменты, заключающиеся в снижении образовательного статуса самой молодой когорты 15-24 лет, могут иметь неблагоприятные последствия в ближайшем будущем. Одним из действенных механизмов их предотвращения может быть расширение мер поддержки доступности образования. Еще одной негативной тенденцией, требующей внимания со стороны региональных органов власти, является низкий уровень образования сельского населения как результат центростремительной миграции образованного населения внутри республики, что ведет к снижению человеческого потенциала большей части территории республики и усилению внутрирегиональной асимметрии

Сохранить в закладках