Архив статей журнала

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ, КАЧЕСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЗЕМНОЙ ТЕХНИКИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Зиновьев Владимир Евгеньевич, Зиновьев Никита Владимирович

Актуальность работы заключается в необходимости совершенствования способов обеспечения надежности и качества приписанной техники в условиях конкурентной борьбы, что требует достижения высокой экономической эффективности эксплуатации приписанной техники. Решение поставленной задачи может быть достигнуто только путем всестороннего анализа существующих методов эксплуатации и перспектив развития наземной техники Целью данной работы является выявление наиболее эффективных способов поддержания техники в работоспособном состоянии и способов снижения затрат при осуществлении эксплуатации техники в различных условиях. Проанализированы основные группы факторов, оказывающих влияние на данные показатели, проведена оценка их влияния и определена степень важности. Предложено шире использовать имеющийся опыт холдинга ОАО «РЖД» в вопросах обеспечения качества услуг и товаров. Используя накопленный опыт эксплуатации, ставилась задача доказать, что современную наземную технику, а также технику практически любой отрасли невозможно представить в отрыве от передовых (цифровых) измерительных технологий, регулярного внедрения и освоения инновационных технологических процессов, контроля качества на всех этапах жизненного цикла техники, испытания и внедрения новых моделей. В результате проведенного исследования установлено, что для обеспечения указанных требований необходимо работать над созданием статистического банка данных по показателям технического состояния объекта, которые обеспечивают надежность и безопасность производства работ объектом эксплуатации. Доказано, что современная техника в большинстве своем ремонтируется агрегатным методом ремонта, а эксплуатирующие должностные лица пренебрегают ресурсосберегающими методами ремонта, а в ряде случаев не владеют данными технологиями. Предложено шире использовать риск-ориентированный подход для обеспечения работоспособности и надежности приписанной техники. Установлено, что современные производства нуждаются в возрождении школы ресурсосберегающего ремонта техники, разработке новых методов восстановления деталей и узлов, совершенствовании существующих методов.

Сохранить в закладках
ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ В ТЕЛЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ПОД ДЕЙСТВИЕМ НАГРУЗОК (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Павликов Алексей Борисович, Каменчуков Алексей Викторович

Рассматривается проблема изменения характеристик распределения деформаций в теле земляного полотна под действием нагрузок. Проведен анализ изменения расчетных нагрузок и схем награждения для оценки способности восприятия современных нагрузок дорожными конструкциями, запроектированными 10-15 лет назад. Целью работы является проведение комплексного исследования влияния критических нагрузок на деформации в земляном полотне. Выявлено влияние геометрических размеров насыпи, симметричности и интенсивности нагружения на характер развития напряжений и деформаций в теле насыпи земляного полотна и основания автомобильной дороги. Используя методы математического моделирования, наглядно установлено и подтверждено, что в теле насыпи образуется ядро деформаций, которое увеличивается в зависимости от высоты насыпи и интенсивности нагружения. Подтверждено аналитическим путем, что грунты, не обладающие сцеплением, более восприимчивы к деформации сдвига от собственного веса сооружения. По итогам исследования было выявлено, что по мере увеличения высоты конструкции в её боковых частях и на откосах начинают активно проявляться пластические деформации, но при этом несущая способность не теряется. С ростом нагрузки в основной части конструкции формируется область пластических деформаций, что приводит к увеличению просадок и в конечном счете - к разрушению сооружения. Исследование позволяет лучше понять процессы деформирования земляного полотна и их зависимость от различных факторов. Полученные результаты могут быть полезны при проектировании и строительстве дорожных объектов, а также при оценке и прогнозировании состояния земляного полотна.

Сохранить в закладках
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ПО КРИТЕРИЯМ ДОПУСТИМОСТИ РИСКА НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Валиев Шерали Назаралиевич, Надеждин Владимир Сергеевич, Кочетков Дмитрий Андреевич, Кочетков А. В., Болячевец Игорь Александрович, Янковский Леонид Вацлавович

К нежелательным событиям на мостовых сооружениях относят наступление аварийного состояния, достижения показателей грузоподъемности на ось транспортного средства и на его максимально допустимую массу, обрушение мостового сооружения. В известных научных школах применяется 50%-ный риск для определения вероятностей нежелательных событий в виде отказов и также рассматриваются перехлесты «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей. Между тем подобные подходы для оценки предельного состояния именно мостовых сооружений по критериям допустимости риска нежелательного события, основанные на применении перехлестов «хвостов» гистограмм распределений силовых и прочностных показателей до настоящего времени не рассматривались. Новым является описание на диаграмме пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей объектов транспортного строительства центра пересечения, а также зон риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости), риска перенапряжения и избыточной прочности. Зона риска увеличения степеней свободы (потери устойчивости) определяет влияние малых нагрузок, например тангенциальных, на существенное снижение общей способности конструкции сопротивляться нагружению. Зоны риска перенапряжения и избыточной прочности, наоборот, показывают, что перенапряжённые конструкции становятся хрупкими при приложении к ним деформаций, например температурных. В результате предложена классификация уровней риска потери несущей способности пролетных строений эксплуатируемых мостовых сооружений; дан вероятностный смысл центра равновесного состояния - центра зоны номинальной безопасности как точки пересечения аппроксимаций гистограмм распределения силовых и прочностных показателей и решена задача о центре пересечения кривых аппроксимации гистограмм распределения нагрузок и прочности законом нормального распределения, решение которой позволяет перейти к расчету риска причинения вреда.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ РОССИИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Шаихов Ринат Фидарисович

Транспорт играет важную роль как для государства, так и для отдельно взятой семьи. Санкционная политика западных стран оказала существенное влияние на структуру и состав парка легковых автомобилей России. За последние два года страну покинули 46 брендов, усложнилась логистика снабжения запасными частями, увеличились цены. В статье представлен анализ рынка легковых автомобилей в России в период с 2022 г. по настоящее время. В качестве материалов исследования использовались официальные данные автомобильной статистики за указанный период. Проанализирована динамика изменения численности автомобилей в России, а также их состав и средний возраст, изменение структуры продаж новых транспортных средств в сторону увеличения количества китайских автомобилей. Исследована статистика продаж китайских автомобилей по маркам, а также определена их специфика. К основным плюсам китайских производителей можно отнести современный дизайн продукции, широкий ассортиментный ряд, наличие электроники и дополнительных функций, а также развитие дилерской сети в России. Ключевыми недостатками являются сложность поиска запасных частей на непопулярные марки и на автомобили снятые с производства. Также различное программное обеспечение и полное или частичное отсутствие технической документации на техническое обслуживание, ремонт и диагностику транспортных средств. Представлен анализ выхода китайских производителей на российский рынок, проанализированы преимущества и недостатки. Основным подходом для новых брендов остаются продажи через посредников, без официального представительства. В результате исследования установлена динамика изменения парка легковых автомобилей в России, а также специфика развития после введения санкций от западных стран.

Сохранить в закладках
ЕДИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Чабанова Евгения Владимировна, Чабанов Евгений Александрович

В последнее время в Российской Федерации растет потребность в импортонезависимости в различных сферах деятельности. Особо остро ощущается необходимость создания собственных конкурентоспособных инфокоммуникационных технологий, в том числе на транспорте. Это позволит решить проблему обеспечения безопасного обмена данными между потребителями, в том числе на транспорте, включая взаимодействие между различными видами транспорта. Инфокоммуникационные системы играют важную роль как в совершенствовании функционирования предприятий транспортной отрасли в частности, так и народного хозяйства страны в целом. Не менее важную роль играет оптимально организованная работа по перевозке грузов и пассажиров на территории страны, а также контроль данной работы. Единые информационные системы по магистральным видам транспорта в будущем должны интегрировать потоки данных между субъектами взаимодействия, а также адаптировать под них процессы, отслеживая информацию с целью повышения эффективности их деятельности. В связи с этим разработан способ повышения эффективности транспортного комплекса Российской Федерации через применение инфокоммуникационных систем, в частности создания единых информационных систем магистральных видов транспорта. В процессе исследований, результаты которых представлены в данной статье, были использованы различные методы сбора и обработки графической, текстовой и числовой информации, а также применялся статистический анализ полученных данных с использованием теории математической статистики. В рамках исследования изучено состояние и проведен анализ инфокоммуникационного развития Российской Федерации в части состояния сферы (по показателям). Описаны основные информационные системы, используемые в регулировании транспортных процессов Российской Федерации в настоящее время. Определены возможности применения инфокоммуникационных технологий на транспорте в рамках разработки единых информационных систем. Оригинальность полученных результатов заключается в обосновании необходимости создания единых информационных систем по магистральным видам транспорта с целью удовлетворения потребности профессионального сообщества в эффективном управлении транспортными процессами за счет повышения контроля и снижения затрат на перевозки в рамках единой консолидированной информационной системы управления. Научно обоснованные теоретические выводы и положения по решаемой проблеме могут быть использованы при определении возможностей и создании единых информационных систем и далее применяться при решении задач модернизации существующих систем управления транспортным комплексом Российской Федерации в соответствии с целями Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г.

Сохранить в закладках
ВЕРИФИКАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО ЗАТОРА НА Т-ОБРАЗНОМ РЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕСЕЧЕНИИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Бояршинов Михаил Геннадьевич, Вавилин Александр Сергеевич

Представлены результаты исследования введенного авторами количественного показателя транспортного затора и критерия формирования заторной ситуации на примере Т-образного пересечения, характерного для улично-дорожной сети г. Перми. Для построения показателя используется операция осреднения с использованием «скользящего окна» продолжительности движения отдельных автомобилей в случайном потоке транспорта, детерминированные характеристики случайной величины - продолжительности движения отдельных автомобилей транспортного потока между рубежами контроля. Исходные данные для статистической обработки получены с помощью аппаратно-программных комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения, установленных на рассматриваемом участке городской улично-дорожной сети. Установлены рациональные параметры «скользящего окна» (ширина и сдвиг), обеспечивающие приемлемое структурирование изучаемой функции - показателя транспортного затора. Наблюдение за транспортным потоком, рассматриваемом на Т-образном перекрестке, выполнялось в течение января-февраля 2023 г. Это позволило с использованием предложенного авторами критерия образования транспортных заторов выявить проблемные направления с точки зрения опасности образования заторных ситуаций в период наблюдения. Определены особенности эволюции предзаторных ситуаций. Предложенный количественный показатель транспортного затора целесообразно использовать для оценки эффективности светофорного регулирования на улично-дорожной сети г. Перми.

Сохранить в закладках
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Каргин Роман Владимирович, Шемшура Елена Анатольевна

В процессе эксплуатации транспортно-технологических машин происходит ухудшение их технического состояния и потеря работоспособности, в том числе из-за внезапных отказов. Поддержанием и восстановлением работоспособного состояния машин занимаются службы технической эксплуатации предприятий путем применения различных стратегий технических воздействий в рамках системы технических обслуживаний и ремонтов. Оценку эффективности эксплуатации машин принято производить на основе фактических показателей надежности, основными из которых являются коэффициент готовности и средняя наработка между отказами, которые не в полной мере позволяют оценить уровень организации эксплуатации машин на предприятии. В данном исследовании для транспортно-технологических машин установлены варианты определения средней наработки между отказами и среднего времени восстановления работоспособного состояния в зависимости от технической или эксплуатационной производительности машины. На этой основе установлены четыре варианта определения коэффициента готовности транспортно-технологических машин, несущих различный технический смысл и характеризующих надежность машин в интенсивных условиях эксплуатации, при определенной стратегии технических воздействий и фактическом уровне организации технической эксплуатации на предприятии. В результате анализа показателей надежности транспортно-технологических машин разработано предложение о проведении оценки эффективности эксплуатации машин на предприятии по критерию надежности с учетом финансовых затрат на восстановление работоспособности машин после внезапных отказов на основании дополнительного критерия - «показателя весомости внезапного отказа» транспортно-технологических машин. Предлагаемый показатель учитывает коэффициент готовности, определенный на основании наработки между отказами по эксплуатационной производительности машины и общего времени восстановления ее работоспособного состояния, а также коэффициент, учитывающий размер затрат на восстановление работоспособности относительно балансовой стоимости машины. Показатель весомости внезапного отказа не противоречит общепризнанным теориям, в том числе теории риска, и может быть использован для оценки уровня надежности машин, обеспечиваемого принятой на предприятии стратегией технических воздействий в рамках системы технических обслуживаний и ремонтов.

Сохранить в закладках
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗНОСА ДВИГАТЕЛЕЙ КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ ПРИ МОДИФИЦИРОВАНИИ МОТОРНОГО МАСЛА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Горюнов Сергей Викторович, Шальков Антон Владимирович, Клеева Екатерина Александровна

Предложена математическая модель износа двигателей карьерных самосвалов при модифицировании моторного масла. При этом работоспособность каждого элемента пары трения при модифицировании моторного масла увеличивается, а интенсивность работы отдельных элементов двигателя в процессе работы находится во временном интервале. Полученные выражения позволяют описать работоспособность пар трения двигателей карьерных самосвалов и дают полезную информацию о структурной перестройке в поверхностных слоях пар трения при модифицировании моторного масла двигателей карьерных самосвалов. Для оценки точности остаточного ресурса двигателей карьерных самосвалов было предложено определить среднее квадратическое отклонение диагностического параметра и, в зависимости от принятой доверительной вероятности, определить отклонения диагностического параметра от его первоначального теоретического значения. По значению остаточного ресурса двигателей путем сравнения его с сезонной наработкой необходимо принимать решение о своевременном проведении технического обслуживания или ремонта двигателей карьерных самосвалов. Также при рассмотрении поверхностного слоя в неоднородном физическом поле была получена математическая модель износа пар трения двигателей карьерных самосвалов. Эффективность разработок триботехнических материалов прежде всего определяется их свойствами и промышленным применением. Важная роль при этом принадлежит триботехническим характеристикам присадок в моторное масло, которые выполняют функции параметра оптимизации при разработке технологий и основного критерия в процессе выбора материалов для пар трения двигателей карьерных самосвалов. Они отражают состояние пар трения двигателей карьерных самосвалов, элементами которых являются контактирующие и смазочные материалы.

Сохранить в закладках