Архив статей журнала

Российско-китайский опыт взаимодействия в сфере художественно-педагогического образования: сегодня и завтра (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Чэнь Юйцэнь

Статья посвящена анализу российско-китайского сотрудничества в сфере художественно-педагогического образования в условиях современной глобализации и ускоренной цифровизации. Исследуются ключевые исторические, культурные и педагогические аспекты взаимодействия двух крупнейших стран, включая влияние классической советской системы образования на китайскую художественную школу, также актуальные современные тенденции, такие как интеграция цифровых технологий и искусственного интеллекта, междисциплинарные подходы и кросс-культурные исследования, академические обмены и стажировки. Особое внимание уделено детальному сравнительному анализу педагогических практик России и Китая, системному выявлению их сильных сторон и конкретным возможностям для взаимного обогащения. Авторы рассматривают, как традиционные методы обучения органично сочетаются с инновационными подходами, также как культурные различия непосредственно влияют на формирование современных образовательных стратегий. В работе методы историко-культурного анализа, сравнительной педагогики, а также практико-ориентированный подход, включающий разработку учебных программ и экспериментальное обучение. Исследование опирается на анализ академических публикаций, образовательных стандартов и реального опыта совместных проектов между российскими и китайскими вузами. Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении и анлизе российско-китайского сотрудничества в области художественно-педагогическом образовании на современном этапе, включая разработку адаптированных учебных планов и программ и критериев оценки. Авторы приходят к выводу, что интеграция традиционных и инновационных методов, а также системное усиление академических обменов способствуют формированию мультикультурной образовательной среды в условиях цифровой трансформации. Однако сохраняются вызовы, такие как сложный баланс между традициями и модернизацией на практике, а также острая необходимость дальнейшей цифровизации. Перспективы развития очевидно включают расширение совместных программ, использование VR/AR-технологий и укрепление междисциплинарных связей в педагогический процесс. Дальнейшие исследования в области интеграции российских и китайских педагогических практик помогут глубже изучить механизмы культурного обмена и его влияния на обогащение художественного образования обеих стран, цель которого - как развить значимые профессиональные компетенции, так и укрепить социокультурную идентичность будущих специалистов. Тем важнее для обеих стран продолжение диалога культур в рамках новых форматов сотрудничества, чтобы успешно отвечать на вызовы, связанные с интернационализацией сферы образования.

Сохранить в закладках
Использование генеративного искусственного интеллекта в изучении и преподавании иностранных языков: результаты систематического анализа (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Груздев Андрей Владимирович

Статья посвящена применению генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в изучении и преподавании иностранных языков. В последние годы ИИ активно внедряется в образовательный процесс, предлагая персонализированные подходы, автоматизированную оценку знаний и интерактивные методы обучения. Авторы анализируют существующие исследования и выделяют основные направления использования генеративного ИИ: чат-боты, диалоговые системы, платформы для обучения письму и адаптивные образовательные технологии. В заключение формулируются практические рекомендации для преподавателей, исследователей и образовательных организаций по интеграции генеративного ИИ в языковое образование. Работа подчеркивает важность дальнейших исследований и сотрудничества между учеными, педагогами и разработчиками технологий для эффективного использования ИИ в образовательном процессе. В качестве проблемы, особенно важной для отечественной системы образования, обозначается задача формирования этических принципов, обозначающих границы допустимого в использовании генеративного ИИ преподавателями и студентами. Методически статья выполнена в жанре систематического обзора. Критерии отбора источников включали год публикации (с 2017 по 2024 год) и тип публикаций (теоретические статьи, эмпирические исследования, обзорные статьи, технологические обзоры, редакционные мнения и дискуссионные статьи). Хотя существует значительный объем опубликованных исследований и обзоров литературы об искусственном интеллекте (ИИ) в последние годы, существующая литература, специально посвященная применению генеративного ИИ в языковом образовании, а также генеративного ИИ в целом, все еще очень ограничена. На основе проведенного обзора в статье сформулирован ряд рекомендаций. Во-первых, педагогическим работникам стоит рассмотреть возможность включения инструментов генеративного ИИ в свою педагогическую практику, оставаясь при этом бдительными и внимательными к потенциальным рискам. Непрерывное профессиональное развитие имеет решающее значение для обеспечения обоснованных решений и эффективной интеграции инструментов генеративного ИИ. Во-вторых, исследователям необходимо продолжать эмпирические исследования эффективности и влияния инструментов генеративного ИИ для развития конкретных языковых навыков и вовлечения заинтересованных сторон в ответственную интеграцию. Наконец, обществу в целом стоит учитывать, что влияние генеративного ИИ выходит за рамки языкового образования; важно рассматривать его интеграцию в другие предметные области.

Сохранить в закладках