Статья: Использование генеративного искусственного интеллекта в изучении и преподавании иностранных языков: результаты систематического анализа (2025)

Читать онлайн

Статья посвящена применению генеративного искусственного интеллекта (ИИ) в изучении и преподавании иностранных языков. В последние годы ИИ активно внедряется в образовательный процесс, предлагая персонализированные подходы, автоматизированную оценку знаний и интерактивные методы обучения. Авторы анализируют существующие исследования и выделяют основные направления использования генеративного ИИ: чат-боты, диалоговые системы, платформы для обучения письму и адаптивные образовательные технологии. В заключение формулируются практические рекомендации для преподавателей, исследователей и образовательных организаций по интеграции генеративного ИИ в языковое образование. Работа подчеркивает важность дальнейших исследований и сотрудничества между учеными, педагогами и разработчиками технологий для эффективного использования ИИ в образовательном процессе. В качестве проблемы, особенно важной для отечественной системы образования, обозначается задача формирования этических принципов, обозначающих границы допустимого в использовании генеративного ИИ преподавателями и студентами. Методически статья выполнена в жанре систематического обзора. Критерии отбора источников включали год публикации (с 2017 по 2024 год) и тип публикаций (теоретические статьи, эмпирические исследования, обзорные статьи, технологические обзоры, редакционные мнения и дискуссионные статьи). Хотя существует значительный объем опубликованных исследований и обзоров литературы об искусственном интеллекте (ИИ) в последние годы, существующая литература, специально посвященная применению генеративного ИИ в языковом образовании, а также генеративного ИИ в целом, все еще очень ограничена. На основе проведенного обзора в статье сформулирован ряд рекомендаций. Во-первых, педагогическим работникам стоит рассмотреть возможность включения инструментов генеративного ИИ в свою педагогическую практику, оставаясь при этом бдительными и внимательными к потенциальным рискам. Непрерывное профессиональное развитие имеет решающее значение для обеспечения обоснованных решений и эффективной интеграции инструментов генеративного ИИ. Во-вторых, исследователям необходимо продолжать эмпирические исследования эффективности и влияния инструментов генеративного ИИ для развития конкретных языковых навыков и вовлечения заинтересованных сторон в ответственную интеграцию. Наконец, обществу в целом стоит учитывать, что влияние генеративного ИИ выходит за рамки языкового образования; важно рассматривать его интеграцию в другие предметные области.

Ключевые фразы: генеративный ии, инстранный язык, персонализация обучения, систематический обзор, обратная связь, автоматизированная оценка знаний, контроль знаний, этика преподавания языка, роль преподавателей, ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор (ы): Груздев Андрей Владимирович
Журнал: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Для цитирования:
ГРУЗДЕВ А. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ИЗУЧЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА // ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2025. № 1
Текстовый фрагмент статьи