Статья: Система Станиславского на уроках РКИ: новый уровень озвучивания художественных фильмов и мультфильмов (2025)

Читать онлайн

В статье представлены возможности интеграции действенного анализа, принятого в академической театральной методологии, и его главной составляющей - этюдного метода - в практику РКИ. Автор предлагает качественно новый уровень озвучивания инофонами художественных фильмов и мультфильмов, основанный на понимании природы конфликта каждой сцены, предлагаемых обстоятельств, психологии взаимоотношений персонажей, их характеров, мотивов, сверхзадачи. Обозначенные положения стали предметом исследования авторской программы «Я понимаю!», прошедшей апробацию в 6 вузах России и КНР. В статье представлены алгоритмы работы программы, а также варианты заданий и разборов на примере рассмотренного в учебнике «Я понимаю!» фильма Олега Янковского по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Приходи на меня посмотреть». В статье рассматриваются возможности применения основных положений «системы Станиславского» на уроках русского языка как иностранного в ходе работы со студентами-инофонами уровня В1-В2 над озвучиванием художественных фильмов и мультфильмов. За основу взято изобретение К. С. Станиславского последних лет жизни - этюдный метод, на котором базируется действенный анализ драматургического материала. Научная новизна исследования заключается в верификации гипотезы о том, что действенный анализ, принятый в академической театральной методологии, может быть эффективным средством обучения русскому языку как иностранному, а прием озвучивания инофонами художественных фильмов и мультфильмов при условии выборочного и методически обоснованного применения «системы Станиславского», расширяет современное понимание аудиовизуального и аудиолингвального методов РКИ возможностью его применения в условиях высшей школы с инофонами уровня В1-В2 и заменой понятия «механическое копирование звучащей речи» на «осознанное озвучивание». Как практический результат инофон понимает, почему эталонная речь артиста звучит именно так, как она звучит в художественном фильме; и переозвучивает персонажей не путем копирования речи носителя языка, а методом глубокого анализа драматургического и языкового материала.

Ключевые фразы: РКИ, КИНОПЕДАГОГИКА, озвучивание, действенный анализ, этюдный метод, система станиславского, высшая школа, аудиовизуальный метод, академическая театральная методология, учебный процесс
Автор (ы): Стародуб-Афанасьева Яна Юрьевна
Журнал: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Для цитирования:
СТАРОДУБ-АФАНАСЬЕВА Я. Ю. СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО НА УРОКАХ РКИ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОЗВУЧИВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ И МУЛЬТФИЛЬМОВ // ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2025. № 1
Текстовый фрагмент статьи
Моя история просмотров (7)