Архив статей журнала

Изучение сочинений регионального автора в классе дирижирования: методические аспекты (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Никитина Татьяна Александровна, Афанасьев Александр Михайлович, Лапина Юлия Сергеевна

В статье рассматриваются особенности дирижирования хоровых произведений без сопровождения регионального композитора Василия Ивановича Шардакова. Подготовка молодого специалиста - дирижера академическим хором является комплексной и разносторонней. Имея множество подходов в практической работе, необходимо уделять внимание и теоретической подготовке обучающихся, в том числе расширять музыкальный кругозор. Одним из компонентов подготовки является знакомство с произведениями регионального значения. Знание истории хоровой музыкальной культуры своего региона поможет молодым специалистам приобрести целостный музыкальный кругозор. Пристальное внимание в работе уделяется методическим основам освоения произведений - через анализ дирижерского плана выявляются трудности представленных рукописей. Задачи, которые ставят авторы в данном исследовании заключаются в рассмотрении основных компонентов работы в классе дирижирования, а также анализе дирижерского плана хоровых произведений без сопровождения композитора Алтайского края В. И. Шардакова. Рассмотрение партитур через призму дирижерских приемов позволяет глубже понять особенности музыкального языка, стилистические приёмы и композиторские техники. Методология данного исследования заключается в комплексном подходе: теоретический подход к проблеме исследования - заключается в изучении и анализе учебного плана и роли дисциплины «Дирижирование», поисковый метод - сбор и популяризация произведений, а также конкретно-научный метод - музыковедческий и методический подходы к изучению хоровых партитур. Особым вкладом авторов в исследование является представление анализа произведений Василия Ивановича Шардакова в контексте методики дирижирования. Представленные произведения являются результатом проводимой поисковой работы по сохранению регионального музыкального наследия. Это обогащает теоретические представления о региональном музыкальном наследии и в целом о музыке второй половины XX века. Изучая произведения региональных композиторов молодые специалисты расширяют кругозор, знакомятся с новыми образцами хоровой культуры, а также формируется творческий облик дирижера хорового коллектива. В результате проводимой работы произведения композитора приобрели большее количество слушателей, найденные рукописи получили современное издание, а обучающиеся знакомятся с прекрасными образцами регионального хорового творчества. Несомненно, данная работа имеет перспективы развития и введение в творческий и научный оборот образцов хоровой музыки других композиторов региона.

Сохранить в закладках