Архив статей журнала
Введение: в статье рассматриваются вопросы применения сотрудниками правоохранительных органов задержания как меры государственного принуждения, основания и порядок ограничения свободы граждан, а также возникающие в связи с этим права и обязанности представителей государственной власти. Автор предлагает возможные способы устранения законодательных коллизий, связанных с регламентацией порядка реализации отдельных принудительных мер.
Материалы и методы: в процессе подготовки статьи автор при анализе источников и материалов пользовался сравнительно-правовым и формально-логическим подходом, а также применял метод логического анализа. В качестве нормативной базы выступило действующее российское законодательство, а теоретической основой исследования послужила научная литература.
Результаты исследования: сформулированы положения, касающиеся правовой регламентации порядка осуществления административного доставления и задержания сотрудниками полиции и войск национальной гвардии, проведен анализ правового статуса лица, подвергающегося доставлению и задержанию. С целью защиты прав и свобод граждан, а также повышения эффективности применения государственных мер принуждения предлагается модель правового регулирования оснований и порядка применения доставления и следующего за ним административного задержания как в качестве мер предупреждения, так и для пресечения противоправных действий.
Обсуждение и заключение: проанализированы положения нормативных правовых актов, регулирующих основания и порядок осуществления задержания в рамках реализации полномочий сотрудников правоохранительных органов. Являясь обеспечительной мерой, задержание невозможно осуществить без другой меры принуждения - доставления, которое является принудительным перемещением лица в помещение органа внутренних дел. Специфический характер административного задержания заключается в том, что нарушение конституционного права лица на свободу возможно только в случаях, когда есть веские основания полагать, что лицо совершило противозаконное деяние. Административный закон прямо указывает на то, что данная мера обеспечения может быть реализована только должностными лицами, наделенными соответствующими государственными полномочиями.