Архив статей журнала
В исследовании рассматривается проблема профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций. Проводится анализ с точки зрения исследования психологических предпосылок профессионального самоопределения учащихся. Акцентируется связь заявленной проблемы со сложностью выбора профессиональной деятельности у молодёжи с целеполаганием. Отмечается, что период «неопределённого будущего» оказывает особое влияние на самоопределение своего будущего у старшеклассников. Подчёркивается, что профессиональное самоопределение не является линейным процессом: оно осложняется многими факторами. Выявлены основные психологические аспекты, определяющие процесс выбора профессии, а также роль образовательной среды в формировании профессионального самоопределения старшеклассников. В статье делается вывод о том, что психологические факторы профессионального самоопределения будущей жизненной деятельности формируются вследствие осознанного подхода к личностному формированию, который, в свою очередь, связан с созреванием ценностных ориентаций старшеклассника в общеобразовательной школе и формированием его самооценки и рабочей направленности в дальнейшем.
В данной статье рассматривается вопрос, с которым сталкиваются многие преподаватели неязыковых вузов на территории России, а именно: оправдано ли с методической точки зрения использование родного языка при освоении дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере?». Приводятся аргументы «за» включение родного языка в практические занятия по иностранному языку, связанные с профессионально ориентированной подготовкой. Данные аргументы базируются как на основе анализа данных в ходе экспертной оценки, так и на основе проведенного анкетирования среди студентов старших курсов Высшей школы управления Финансового университета при Правительстве РФ. Предложены рекомендации по эффективному использованию родного языка (русского) в отдельных видах учебной деятельности на занятиях по иностранному языку для профессиональных целей с обоснованием видов заданий. В статье сделан вывод о том, что необходимость использования родного языка при освоении языка специальности ощущается не только преподавателями, но и студентами. Обучаемым важно, что они могут обращаться к педагогу или своему одногруппнику на родном языке для решения возникших проблем или в критической ситуации.
На основании анализа авторами собственного педагогического опыта, а также привлечения данных, содержащихся на страницах специальной литературы, устанавливаются наиболее характерные особенности применения активных методов обучения в образовательном пространстве современного медицинского вуза. Для этого в первую очередь статья раскрывает содержание и структуру понятия «активное обучение». На основе рассмотрения соответствующих аспектов определяются наиболее значимые его результаты. Далее в статье приведён анализ взглядов исследователей на то, какую роль в достижении подобных результатов может играть широкое применение методов, могущих быть отнесёнными к этой категории. Исходя из результатов изучения этой роли, а равно и учёта наиболее существенных характеристик современного контингента, осваивающего образовательные программы медицинских вузов, предлагаются некоторые рекомендации по их использованию. Затем авторы демонстрируют те методы активного обучения, использование которых, по их мнению, будет наиболее эффективным на современной стадии развития высшего медицинского образования в нашей стране.
В представленной статье актуализирована тема обучения переводу на занятиях по иностранному языку в нелингвистическом вузе. В работе представлены различные лексические, фразеологические и стилистические средства выразительности русского языка, необходимые для адекватного перевода современных текстов экономической тематики с английского языка с учётом целей переводческой деятельности и речевого воздействия на получателей информации. Также анализируются задания по развитию навыков перевода на родной язык, предлагаемые в учебниках по английскому языку для студентов финансово-экономического профиля. Делается вывод о необходимости специального обучения переводу с применением метафоризации, фразеологизмов, сочетаний различной степени устойчивости и клишированности для современных специалистов в области экономики. Предлагается разделение процесса формирования умения переводить тексты по экономике на две стадии. На первом этапе проводится знакомство с готовыми вариантами толкования иноязычного текста, отрывками или лексическими единицами с использованием средств выразительности русского языка. На втором - осуществляется непосредственная работа с оригинальным текстом, его перевод в разных стилистических вариациях в зависимости от получателей информации и целей воздействия на них.
В статье рассматривается процесс исследования воспитательного пространства высшего учебного заведения, выступающего в качестве составной части воспитательной системы, реализующей цели, направленные на формирование у субъектов образовательного процесса (студентов) качеств, ценностных ориентаций, установок, необходимых и позволяющих интегрироваться в социум и успешно реализоваться в профессиональной деятельности. Раскрыта содержательная часть понятия «воспитательное пространство вуза», представляющая собой совокупность элементов, предрасполагающих и делающих возможным организацию, дальнейшее осуществление воспитательной деятельности с участием студентов, призванной создать условия для успешного формирования и развития личности учащихся за счет осуществления с ними целенаправленной работы в период обучения в вузе. Обозначена специфика исследования воспитательного пространства высшего учебного заведения, основанная на применении методологических подходов, включающих в себя совокупность методов, средств, приемов, позволяющих сформировать полное представление о воспитательном пространстве как составной части системы воспитания, организуемой и осуществляемой в высшем учебном заведении параллельно с обучением студентов. Выделены и охарактеризованы основные методологические подходы, применяемые в рамках исследования воспитательного пространства вуза, определены их особенности с точки зрения содержательной части, направленности и ориентированности на получение конкретного результата по итогам комплексного изучения отдельных элементов воспитательного пространства.
Исследование посвящено проблеме формирования гуманистического стиля взаимоотношений в студенческой группе. Цель работы - выявить и обосновать ключевые принципы, способствующие развитию гуманистических отношений между студентами и преподавателями в высшей школе. Методология исследования включает анализ научной литературы, наблюдение и педагогический эксперимент. Основные результаты показывают, что гуманистический стиль взаимоотношений базируется на взаимном уважении, признании самоценности личности и создании условий для самореализации студентов. Научная новизна заключается в разработке комплексной модели формирования гуманистических отношений в студенческой среде. Практическая значимость состоит в возможности применения выявленных принципов для оптимизации педагогического взаимодействия и улучшения психологического климата в вузе. В статье делается вывод о том, что формирование гуманистического стиля взаимоотношений в студенческой среде представляет собой комплексный процесс, требующий системной реализации. Теоретический анализ и экспериментальная работа подтвердили эффективность интеграции личностно ориентированного подхода, принципа диалогичности общения и эмпатического взаимодействия в образовательном процессе.
В статье рассмотрен компетентностный подход как методологическая основа для модернизации современного образовательного процесса. Делается глубокий разбор фундаментальных категорий в педагогической науке, включая такие понятия, как «профессиональная квалификация», «научно-исследовательский потенциал» и «ориентация на формирование компетентностей», а также анализируются разнообразные научные экзегезы данных концептов. Особое внимание уделено задачам профессионального образования в условиях внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения, социокультурных изменений и научно-технического прогресса. Подчёркивается роль компетентностного подхода в подготовке специалистов, способных адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда. Рассматриваются проблемы теоретической и практической реализации компетентностного подхода, включая его значение для формирования автономности, саморазвития и инновационного потенциала обучающихся. Статья адресована педагогам, исследователям и разработчикам образовательных программ, стремящимся внедрить эффективные методологические решения для подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям современного общества и мирового рынка труда.
Статья посвящена анализу влияния исторического контекста развития теории цвета на методику преподавания цветоведения в высшей школе. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования педагогических подходов с учетом фундаментальных основ цветовой теории и современных тенденций в визуальной культуре. Цель исследования - выявить ключевые аспекты эволюции представлений о цвете и определить их роль в формировании образовательных стратегий. В работе применены методы исторического, сравнительного и статистического анализа, а также анкетирование студентов и преподавателей (n = 154). Установлено, что исторически обусловленная многогранность теории цвета (физическая, физиологическая, психологическая, культурологическая трактовки) должна находить системное отражение в учебных программах (r = 0,78; p < 0,01). При этом акцент следует делать на интегративном подходе, объединяющем традиционные и инновационные модели цветовосприятия (61% респондентов). Результаты исследования имеют значение для оптимизации преподавания цветоведения и повышения профессиональных компетенций учащихся творческих специальностей. Перспективы дальнейшей работы связаны с детализацией методических рекомендаций и их экспериментальной апробацией.
В данной статье рассматривается проблема вовлечённости студентов в образовательный процесс на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в нелингвистическом вузе. Целью исследования являлось выявление ключевых категорий, способствующих повышению мотивации и активности студентов на занятиях, а также разработка практических рекомендаций для преподавателей. На данном этапе научного исследования основное внимание уделялось анализу потребностей студентов, изучающих английский язык в нелингвистическом вузе. Актуальность данного исследования обусловлена изменениями в ожиданиях современных студентов, которые стали более требовательными к образовательному процессу. Студенты не хотят ограничиваться традиционными методами обучения, если они не отвечают их потребностям и образу жизни. Важным аспектом данного исследования стала оптимизация стратегии проведения анализа потребностей студентов в контексте изучения иностранных языков в нелингвистическом вузе для выявления специфических потребностей студентов. Была предпринята попытка провести более глубокое понимание потребностей студентов по сравнению с предыдущими исследованиями. На основе проведённого анализа потребностей был сделан вывод, что индивидуализированный подход к обучению иностранному языку в нелингвистическом вузе, основанный на потребностях студентов, значительно увеличивает их вовлечённость и улучшает языковые навыки. Результаты исследования могут быть применены на практике для улучшения образовательного процесса. Работа имеет значительную ценность для последующих разработок темы, так как результаты исследования могут служить основой для создания более адаптированных учебных программ и методик. Статья будет полезна преподавателям иностранных языков, стремящимся улучшить качество обучения и повысить уровень вовлеченности студентов в изучение иностранного языка. В дальнейшем исследование будет продолжено с целью практической проверки полученных результатов для систематизации наиболее эффективных принципов.
Предлагаемая статья посвящена обоснованию сущностных положений формирования экономической культуры курсантов морского университета. Цель исследования разработать научные положения формирования экономической культуры курсантов в процессе профессиональной подготовки в высшей морской школе. Методология исследования направлена на проведение обстоятельного теоретического анализа понятия «экономическая культура» и разработку сущностных основ его привития обучающимся в морском вузе. Исследование проводилось с применением совокупности педагогических методов: изучение литературы; теоретический анализ; синтез; интервью, беседы (индивидуальные, групповые); опрос; обобщение, конкретизация. Результат исследования - систематизированные сущностные положения формирования экономической культуры курсантов морского вуза. Разработанные научные положения обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью. Они будут востребованы как для исследовательской деятельности, так и для организации и проведения целенаправленной учебно-воспитательной работы в высших и средних профессиональных учебных заведениях.