Архив статей журнала
Объектом исследования является юридическая сторона франкистского политического режима как элемента формы государства (общественные отношения в сфере управления франкистской Испанией), предметом - нормативные правовые акты, выражающие существующий в государстве политический строй. Авторы в статье изучили режим Франсиско Франко и выявили его законодательную базу, раскрыв правовую природу авторитаризма в отдельно взятой стране - Испании, указав на сокрытие авторитарной сущности диктатуры демократической ширмой, сотканной из законов, а также на злоупотребление правом введения военного положения либо иных чрезвычайных форм, легализующих узурпацию власти. Актуальность темы исследования заключается в возможности использования методов законодательного закрепления политической конструкции, а также обоснования авторитарной правовой природы конкретных политических режимов, прогнозирования перспектив и моделирования развития диктатур. Исследование актуально для теоретиков права и практиков, обосновывающих основы конституционного строя государств. Научная разработанность темы статьи относительная, при этом авторами рассмотрена не политическая, а юридическая сторона правления испанского диктора, введена в научный оборот новая информация о нормах испанского права франкистского периода истории соответствующего государства. Методологическую основу исследования составили общенаучные (сравнения, анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции и другие) и специальные (формально-логический, толкования права и другие), историко-правовой, системный и другие методы познания. Научная новизна работы обусловлена анализом «Фундаментальных законов Королевства». Авторами отмечается, что закон о престолонаследии закладывал возможность узурпации верховной власти в Испании Регентским Советом после смерти Франсиско Франко. Целью исследования является выявление юридических методов закрепления авторитарного режима. Задачи исследования включают в себя изучение нормативных правовых актов, устанавливавших режим Франсиско Франко в Испании, а также соответствующей российской и зарубежной доктрины по теме научной статьи. Фундаментальные законы Королевства устанавливали режим Франсиско Франко: персоналистской автократии, делая его устойчивым на период жизни диктатора, в то же время предопределяя его постепенное оформление и трансформацию в будущем. Франкистский режим окончательно сложился к 1967 году принятием Органического закона Государства - последнего из Фундаментальных законов Королевства, вступивших в силу ещё при жизни авторитарного лидера.
Предметом исследования является миграционная правовая политика России. Цель исследования - анализ особенностей правового регулирования трудовой, образовательной, экологической миграции и разработка предложений по совершенствованию миграционной правовой политики России с учетом многоаспектности миграционных отношений как объекта регулирования. Для достижения поставленной цели проведен правовой анализ федеральных законов, подзаконных актов, документов стратегического планирования, изучены данные федерального статистического наблюдения, публикации ученых и экспертов по вопросам миграции и миграционной правовой политики. Автор статьи обращает особое внимание на то, что, с точки зрения формирования миграционной правовой политики, существенное значение имеет деление миграции на внутреннюю и внешнюю, поскольку и тот, и другой тип миграции имеют свои особенности и характеризуются специфическими проблемами, требующими соответствующего правового регулирования. Также исследуются особенности правового регулирования различных видов миграции в контексте обоснования направлений повышения эффективности миграционной правовой политики России. Методологической основой исследования являются системный, комплексный и конкретно-исторический подходы. В процессе исследования использованы формально-юридический, системно-структурный, герменевтический и другие методы научного познания в различных сочетаниях. По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, содержащие элементы научной новизны: выявлено, что в российском законодательстве и документах стратегического планирования отсутствует достаточно полная регламентация миграционных отношений; определено, что первоочередное внимание уделяется внешним мигрантам и недооценивается внутренняя миграция; установлено, что в законодательстве недостаточно проработана дифференциация правового статуса мигрантов в зависимости от целевой направленности миграции; разработаны предложения, направленные на повышение эффективности миграционной правовой политики, в том числе: закрепление в законодательстве категорий мигрантов для уточнения их правового статуса с учетом целей пребывания на территории России; разработка государственной стратегии по регулированию трудовой, образовательной, экологической миграции; принятие закона о социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в России; осуществление более активной доиммиграционной подготовки иностранных граждан; усовершенствование статистического учета показателей внутренней и внешней миграции. Полученные выводы и результаты могут использоваться при проведении дальнейших правовых исследований, ставящих целью совершенствование миграционной правовой политики России, а также в деятельности органов публичной власти.
Объектом исследования является организация и деятельность института мировых судей в Российской Федерации. Предметом исследования является организация процедуры назначения мировых судей на должности в соответствии с действующим законодательством России. Рассматривается проблема реализации выборов мировых судей населением субъекта РФ. Рассматривается проблема взаимоотношений мировых судей и федеральных судов. Рассматривается проблема места мировых судей в судебной системе России. Также предметом исследования является история института мировых судей в Российской империи. В статье анализируются общие тенденции развития института мировой юстиции в современной России. Рассматриваются проблемы перегруженности мировых судей судебными делами, зависимости этого судебного звена от районных судов, невыполнение положений ФКЗ «О мировых судьях» в части их выборности населением. Методами исследования являются исторический метод, метод анализа документов. Также в качестве метода исследования применялся описательный метод. В качестве одного из направлений совершенствования отечественного института мировой юстиции предлагается вывести мировых судей из подчинения системе федеральных судов. Предлагается учредить съезд мировых судей - периодически действующий орган, объединяющий всех мировых судей региона. В качестве апелляционной инстанции предлагается учредить действующие на постоянной основе коллегии съезда: уголовную, гражданскую и административную, которые должны формироваться из наиболее опытных мировых судей региона. Также предлагается учредить должность резервного (запасного) мирового судьи, на которого следует возложить обязанности по рассмотрению дел судей, находящихся в отпуске или отсутствующих по иным причинам. В качестве целей предложенных мер видится увеличение самостоятельности мировых судей, повышение их авторитета у населения региона, в котором они осуществляют правосудие, единообразие в правоприменительной практике, сокращение нагрузки на судей мирового и районного звена.
Предметом выступают концептуальные аспекты и нормативные правовые акты, определяющие правовой статус Правительства Российской Федерации. В статье раскрыты признаки органов исполнительной власти. Проведен анализ положений нормативных правовых актов, затрагивающих правовой статус Правительства Российской Федерации. Актуальность статьи заключается в выявлении имеющейся правовой неопределенности места и роли Правительства Российской Федерации при осуществлении исполнительной власти. Теоретическую базу составляют научные работы учёных и практиков в сфере публичного права, в центре научных интересов которых находились вопросы исследования системы органов исполнительной власти в России. Основная цель статьи заключается в анализе правового положения Правительства Российской Федерации и формулировании выводов о его месте в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и роли в публичной, в том числе исполнительной, власти государства. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись правовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой), а также методология системного анализа и экспертный анализ. В результате анализа конституционного и административного законодательства в области публичного управления выявлены существенные признаки Правительства Российской Федерации, охарактеризовано взаимодействие и соотношение с федеральными органами исполнительной власти и выявлены проблемные аспекты его правового статуса. Утверждение в ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, что Правительство РФ входит в систему федеральных органов исполнительной власти, не представляется достаточно обоснованным с учетом содержания Основного закона России и актов главы государства. Новизна статьи заключается в обосновании необходимости проверки положений нормативных правовых актов о правовом статусе Правительства Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, а также в необходимости толкования их Конституционным Судом РФ с учетом внесенных в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации.
В представленном научном исследовании рассматривается методологический подход к разрешению кадрового дефицита в государственном секторе Российской Федерации путем имплементации механизма конституционных обязательств граждан. Фундаментальный анализ существующей парадигмы кадровой политики демонстрирует необходимость её трансформации в направлении интенсификации гражданского участия в процессах государственного строительства, независимо от гендерной принадлежности субъектов. Особое внимание уделяется потенциальному применению данной концептуальной модели как стратегического императива для качественного усиления кадрового состава в ключевых областях социально-экономической инфраструктуры, включая сферы здравоохранения, образования и государственного администрирования. Предмет исследования данной статьи основан на комплексном анализе концептуальной модели конституционного долга как инструмента преодоления кадрового дефицита в государственном аппарате. Методологическая база исследования включает многоаспектное рассмотрение нормативно-правовых механизмов, морально-этических императивов и праксиологических компонентов имплементации данной концепции, а также оценку сопутствующих рисков и потенциальных положительных эффектов от её внедрения. Цель исследования является модернизация подходов к кадровому обеспечению государственного сектора в России через разработку законодательных инициатив для обеспечения квалифицированным персоналом стратегических отраслей. Важными аспектами выступают социальная ответственность и гражданское участие в государственном управлении для оптимизации кадрового менеджмента структур. В процессе работы использовались: диалектический, логический, системный, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Для решения проблемы кадрового дефицита в государственном секторе России предложен инновационный подход, значимый теоретически и методологически. Исследование разрабатывает меры, основываясь на синтезе партисипативного управления и концепции конституционного долга. Методология включает анализ международных практик с адаптацией к российским условиям и обоснование законодательных изменений. Внимание уделено оптимизации инвестиций в образование и внедрению принципов конституционного долга. Достижением является создание многокомпонентной платформы для преодоления кадровых ограничений в важнейших сегментах управления. В рамках модернизации государственных институтов России целесообразно внедрить концепцию конституционного долга в кадровое администрирование, что требует интеграции законодательных инициатив с вовлечением граждан. Предлагаемые реформы, сочетая правовые изменения с просветительской деятельностью, могут обеспечить долгосрочный позитивный эффект для оптимизации работы государственного аппарата и улучшения социально-экономических показателей.