Архив статей журнала
Актуальность заявленной темы продиктована всё нарастающим информационным и военным противостоянием РФ и Запада и необходимостью в этих условиях мониторинга уровня общественной консолидированности, во многом зависящей от социально-медийного сопровождения солидаризирующего воздействия на российский социум. Цель исследования - выявить ключевые характеристики когнитивных карт информационных потоков, репрезентирующих установки на консолидацию и деконсолидацию российского общества. Задачами анализа служат идентификация контекстов, триггеров, дискурсов, целевых аудиторий, акторов, технологий формирования общественных установок, определение пула акторов и авторов консолидационного и деконсолидационного контента российского сегмента социальных медиа. К числу характеристик консолидационного потока отнесены паттерны использования коллективной безопасности как основания солидарности, сохранения ценностного консенсуса, позитивной национально-государственной идентичности, сохранение суверенитета как базовой ценности. Признаки деконсолидационных потоков - эксплуатация социальной депривации для подрыва общественного доверия власти, обесценивание значимости независимости и государственного суверенитета, инструктивное, иррациональное и манипуляционное воздействие на общественное мнение. В заключении в качестве одного из результатов исследования представлены меры по информационному сопровождению консолидационной работы в социальных медиа.
Цель статьи - представить результаты исследования оценки информационного потока внешнего давления на политику суверенизации российской системы общего образования. Под суверенизацией национальной системы образования понимается формирование единого образовательного пространства, основывающегося на применении россиецентричной модели в содержании процесса образования. Алгоритм сбора и анализа и верификация данных включает когнитивное картирование 600 цифровых документов исследуемой тематической направленности. Сбор маркеров и автоматизированный социально-медийный анализ проводился в период с 1 марта 2022 года по 1 апреля 2025 года. Выявлено, что анализируемый информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия носит управляемый характер. Целью подобного воздействия служит формирование негативного восприятия проводимой государством политики. В исследовании представлены результаты социально-медийного анализа и составлено семантическое ядро информационного потока внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на суверенизацию российской системы общего образования. Авторами также структурированы риски, связанные с использованием цифровых технологий в общественном развитии. Отмечается необходимость мониторинга создателей алгоритмов, настраивающих контент под актуальные потребности и предпочтения аудитории. Указывается, что цифровые платформы стали главным инструментом управляемой и намеренной дестабилизации политической власти. В результате исследования анализ социального графа цифровой инфраструктуры внешнего информационного давления демонстрирует разветвленность сформировавшейся структуры, опирающейся главным образом на СМИ-иноагенты и зарубежные СМИ на русском языке, являющиеся основными авторами дискредитирующего контента. Полученные результаты важно учитывать для продуктивного противодействия внешнему информационно-психологическому воздействию на национальную систему образования.