Архив статей журнала
Введение. В статье рассматриваются методы противодействия фальсификации истории в процессе преподавания в педагогическом вузе. Научная новизна заключается в том, что акцент делается на процесс обучения в педагогическом вузе, подготовку будущих учителей истории и обществознания. В последние десятилетия фальсификация истории стала не только инициативой отдельных недобросовестных исследователей, но и целенаправленной политикой недружественных по отношению к России государств. Теоретический анализ. При проведении аудиторных занятий предпочтительны активные формы обучения. Студенты не должны пассивно воспринимать учебный материал. Их необходимо вовлечь в процесс противодействия фальсификации истории.
Заключение. По результатам проведенного исследования сформулирован вывод о том, что противодействие фальсификации истории будет осуществляться гораздо эффективнее, если в процессе своей деятельности преподаватель вуза будет широко использовать активные формы обучения.
Введение. Актуальность статьи определяется государственной стратегией индивидуального развития подрастающего поколения, ориентацией современной системы образования на персонализированное обучение. Теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что в последнее десятилетие отмечается повышение интереса научного сообщества к проблеме персонализации образования молодежи и обеспечения психологической безопасности личности. Вместе с тем остается недостаточно изученной тема психологической безопасности личности студентов. Эмпирический анализ заключался в определении специфики проявления психологической безопасности личности студентов-первокурсников в период их адаптации. В исследовании приняли участие студенты первых курсов (n = 349) высших учебных заведений Северо-Западного региона РФ, возраст – 17–18 лет, 72% девушек, 28% – юношей. Для оценки компонентов безопасности личности студентов и уровня их адаптации к обучению применялся комплекс диагностических методик, отвечающих требованиям научности, надежности и валидности. По результатам исследования были установлены особенности проявления компонентов психологической безопасности личности студентов первых курсов с более высоким уровнем адаптации к обучению.
Заключение. Статистический анализ эмпирических данных позволяет констатировать наличие у студентов с более высоким уровнем адаптации значимых отличий (от р = 0,05 до р = 0,001) во всех компонентах психологической безопасности личности: сопротивляемость, устойчивость, защищенность и эффективность деятельности.
Введение. Создание условий для получения качественного образования каждым гражданином является приоритетной государственной задачей. Одним из путей ее решения является инклюзивная трансформация образования. В педагогической науке существует проблема недостаточного теоретико-методологического обоснования становления и развития инклюзивного образования, что приводит к многообразию инклюзивных образовательных практик и порою низкой их эффективности. Теоретический анализ. Анализ научных трудов позволил уточнить содержание основных категорий исследования, раскрыть сущность научно-образовательного комплекса. Новизна настоящего исследования заключается в комплексном обосновании теоретико-методологических оснований предмета изучения на различных уровнях методологического знания, которые представлены философскими направлениями – экзистенциализмом и конструктивизмом, экосистемным, феноменологическим, антропологическим, системо-мыследеятельностным и синергетическим подходами. Показано, что инклюзивному образованию по масштабам преобразований соответствует коллективный субъект деятельности.
Заключение. Обоснованы теоретико-концептуальные основания развития инклюзивного образования, выявлены его сущностные характеристики становления; доказано, что для обеспечения данных процессов необходим коллективный субъект деятельности, и первостепенной становится задача формирования инклюзивного мышления и инклюзивной культуры профессионального педагогического сообщества.
Введение. Проблемы развития и обновления отечественного высшего образования как профессионального обусловлены возрастающими требованиями государства и общества к подготовке высококвалифицированных работников для любой сферы общественного производства. Вариативные запросы работодателей на квалифицированных работников, владеющих трансфессиональными компетенциями, обостряют проблемы обновления содержания и процесса профессиональной подготовки педагогов. Эти проблемы связаны с необходимостью переориентации запросов рынка педагогического труда на специалистов не только владеющих профессиональными компетенциями, но и ориентированных на ценностное взаимодействие с людьми в трудовом коллективе и профессиональном сообществе. Теоретический анализ. В профессиональной подготовке будущих педагогов в вузе особую значимость приобретает гуманитарное знание о профессии, которое может рассматриваться как академическое знание и как прикладной, действенный инструмент гуманитаризации понятия профессии. Формирование сознательного отношения человека к профессии, идентификации себя по отношению к ней характеризует гуманитаризацию понятия профессии как человекосоразмерного.
Заключение. Контекстный анализ проблем обновления подготовки будущих педагогов позволил сделать вывод о том, что гуманитарное знание о профессии педагога способствует не только самоорганизации и самоопределению в будущей профессиональной педагогической деятельности, которая поливариативна по сути и по содержанию, но и воспитывает у студентов интегративное качество профессиональной идентичности.
Во введении обосновываются актуальность феноменологического и дифференциального анализа общей способности сензитивности человека, содержание, форма и степень восприимчивости которого трансформируются в условиях возникновения экзистенциальных угроз жизни и возрастания цифровизации. Предпринятый теоретический анализ предметного поля сензитивности позволил выявить существующее, отчасти противоречивое, разнообразие вариантов использования его ключевой категории и сформулировать научную задачу упорядочивания, классификации и описания различных видов сензитивности на основе выделения различных систематизирующих критериев. В разделе, описывающем феноменологический анализ сущностного содержания эгосензитивности и экосензитивности, предложено дифференцирование двух генерализованных видов сензитивности личности, выделяемых на основе сущностного критерия расширения (сужения) сознания, обеспечивающего (ограничивающего) процесс личностного развития, выход за пределы замкнутого на себе организмического «Я», преодоление преград со стороны эгоцентрической и эгоистической фиксированности на своих слабо управляемых гедонистических желаниях и восхождение к духовному «Я». Даются определения эгосензитивнсоти и экосензитивности. Рассматривается роль экосензитивности в формировании способностей самотрансцендентности, экологичности сознания, эмоциональной экологичности личности, потенциала психического здоровья и построении гармоничных взаимоотношений. В заключении подводятся итоги феноменологического анализа экосензитивности и намечаются перспективы ее дальнейшего изучения.
Введение. Феномен потребительского поведения в большей степени изучен на примере молодежи, так как она представляет собой одну из самых многочисленных по составу социально-демографическую группу и является главным источником обновлений и ресурсом для развития современного мира. Цель работы изучить взаимосвязь потребности в дорогостоящих покупках и экономического благополучия молодежи. Теоретический анализ. Сравнительный анализ позволил выявить взаимосвязь показателей склонности к дорогостоящим покупкам и субъективного экономического благополучия. Эмпирический анализ. Для проведения эмпирического исследования было распространено 300 анкет среди молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет с целью исследования потребительской активности. Факторный и корреляционный анализы позволили определить три основных фактора (стремление к функционально значимым приобретениям, стремление к приобретению атрибутов увлечений и стремление к атрибутам престижа), характеризующих потребности в дорогостоящих покупках.
Заключение. Результаты исследований показали, что стремление обладать дорогостоящими товарами определяется в основном тремя факторами. При этом при покупке дорогостоящих товаров современная российская молодежь делает основной акцент (24% общей дисперсии) на их функциональную составляющую.