Архив статей журнала
В статье рассматриваются клиентоориентированные теории маркетинговых коммуникаций с 1950 по 2025 гг. Целью исследования является выявление влияния технологической среды на маркетинговые коммуникации. В рамках поставленной цели были систематизированы наиболее значимые с точки зрения клиентоориентированного подхода в маркетинге технологии и технологические продукты за последние 75 лет. В рамках исследования были рассмотрены предпосылки появления цифровой и фиджитал-среды, периоды применения маркетинговых коммуникаций (МК) в аналоговой, цифровой и фиджитал-средах, а также концепции маркетинга по Котлеру: маркетинг 1.0 (товарно-ориентированный), маркетинг 2.0 (клиентоориентированный), маркетинг 3.0 (ценностно-ориентированный), маркетинг 4.0 (цифровой), маркетинг 5.0 (технологический) и маркетинг 6.0 (метамаркетинг). Полученные данные были синтезированы и представлены в виде таймлайна, содержащего клиентоориентированные теории маркетинга, технологии и технологические продукты. На основании рассмотренного таймлайна были сформулированы заключения о применении маркетинговых коммуникаций в аналоговой, цифровой и фиджитал-средах, и о времени и характере применения МК в рамках концепций маркетинга по Котлеру. Был выявлен технологический разрыв между потребителями и компаниями, временной разрыв между описанными теориями маркетинговых коммуникаций и применяемыми на практике, а также была выявлена фрагментарность теорий маркетинговых коммуникаций. Вследствие этого предложена новая концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций в фиджитал-среде, - ФИМК. В статье описаны ключевые элементы, которые учитывает концепция ФИМК. Полученные данные могут быть использованы в дальнейшем для разработки комплексного подхода к формированию стратегии интегрированных маркетинговых коммуникаций компании в фиджитал-среде.