Архив статей журнала
В статье рассматривается проблема усиления конкуренции на рынке финансовых услуг, связанная со всё более активным участием маркетплейсов в их оказании. Актуальность исследования обусловлена ростом рыночной силы маркетплейсов, когда на долю двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon приходится в настоящий момент свыше 80 % онлайн-заказов. Более чем двукратное увеличение с 2019 года доли онлайн-заказов, приходящихся всего на два универсальных маркетплейса, накладывается на общий тренд в розничной торговле по данным Росстата, который также связан с постоянным ростом доли продаж через интернет в общем объёме оборота розничной торговли. Вопросы управления рисками участников экономических отношений на финансовом рынке, переживающем цифровую трансформацию, в настоящий момент недостаточно исследованы. Поэтому выявление состава финансовых услуг, оказываемых крупнейшими отечественными универсальными маркетплейсами, проведение оценки структуры представленности услуг, их влияния на конкурентную среду и потенциальных рисков, связанных с увеличением участия нефинансовых компаний, представляется актуальным. Оценки произведены на основе анализа доступной информации в отчётах и обзорах, а также с использованием обобщения существующих исследований по участию маркетплейсов в оказании финансовых услуг и связанных с этими процессами рисков в финансовом секторе. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для выработки механизмов взаимодействия с новыми участниками рынка финансовых услуг и регулирования их присутствия на этом рынке, в том числе за счёт выработки специальных нормативов Банком России для финансовых организаций и банков, доля предоставляемых услуг которых клиентам и/или поставщикам маркетплейса превышает определённое пороговое значение.
В статье представлены этапы регулирования электронных муниципальных услуг, обозначены проблемы электронного взаимодействия в процессе оказания муниципальных услуг в моногородах. К таким проблемам отнесены: обязательность электронного канала связи, технические сложности из-за интернет-доступа, низкие цифровые навыки заявителей, формальные ограничения. Активное регулирование цифровизации государственного сектора обеспечило непрерывный формат оказания большинства государственных и муниципальных услуг и доступное для граждан функционирование МФЦ. Анализ показал, что использование цифрового контента при предоставлении государственных и муниципальных услуг в стране увеличивается. При выполнении исследования задействованы общенаучные методы (дедукция, индукции, анализ, синтез, методы классификации и другие) и специальные (системный подход, сравнительный статистический анализ и другие). Авторами рассмотрены предпосылки, технические и интеллектуальные возможности для открытия на базе муниципальных библиотек Цифровых центров обслуживания населения для расширения функционала предоставляемых цифровых услуг. Предложена систематизация и интеграция мер регулирования и поддержки развития портфеля муниципальных услуг для повышения качества жизни населения моногородов.