В статье рассматривается проблема усиления конкуренции на рынке финансовых услуг, связанная со всё более активным участием маркетплейсов в их оказании. Актуальность исследования обусловлена ростом рыночной силы маркетплейсов, когда на долю двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon приходится в настоящий момент свыше 80 % онлайн-заказов. Более чем двукратное увеличение с 2019 года доли онлайн-заказов, приходящихся всего на два универсальных маркетплейса, накладывается на общий тренд в розничной торговле по данным Росстата, который также связан с постоянным ростом доли продаж через интернет в общем объёме оборота розничной торговли. Вопросы управления рисками участников экономических отношений на финансовом рынке, переживающем цифровую трансформацию, в настоящий момент недостаточно исследованы. Поэтому выявление состава финансовых услуг, оказываемых крупнейшими отечественными универсальными маркетплейсами, проведение оценки структуры представленности услуг, их влияния на конкурентную среду и потенциальных рисков, связанных с увеличением участия нефинансовых компаний, представляется актуальным. Оценки произведены на основе анализа доступной информации в отчётах и обзорах, а также с использованием обобщения существующих исследований по участию маркетплейсов в оказании финансовых услуг и связанных с этими процессами рисков в финансовом секторе. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для выработки механизмов взаимодействия с новыми участниками рынка финансовых услуг и регулирования их присутствия на этом рынке, в том числе за счёт выработки специальных нормативов Банком России для финансовых организаций и банков, доля предоставляемых услуг которых клиентам и/или поставщикам маркетплейса превышает определённое пороговое значение.
Идентификаторы и классификаторы
До недавнего времени финансовые услуги были прерогативой банков и специализированных компаний. Но с развитием финтеха на рынок оказания банковских и платёжных услуг выходят новые игроки, которые предлагают более удобные, практичные и дешёвые сервисы, логично встраивающиеся в путь клиента в цифровой среде.
Цифровое пространство становится основой нового спектра конкурентных преимуществ для финансовых и торговых организаций. Финансовые и нефинансовые продукты, сервисы и услуги всё чаще предоставляются в рамках единой платформы
Список литературы
1. Асадуллина, А. В. Цифровые экосистемы: методологические основы и структурная трансформация в России / А. В. Асадуллина, Н. А. Вилкул // Russian Economic Bulletin. - 2024. - Т. 7, № 1. - С. 358-370. EDN: HGDNRU
2. Гирич, М. Г. От денежных транзакций к неденежным: персональные данные потребителя в электронной коммерции / М. Г. Гирич, А. Д. Левашенко, А. А. Коваль // Финансовый журнал. - 2020. - Т. 12, № 1. - С. 117-130. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-1-117-130 EDN: DVQFVI
3. Итоги года на маркетплейсах: в 2023 году количество покупок выросло на 63% // АО “ТБанк”, официальный сайт. - URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/29012024-marketplaces-year-results-number-of-purchases-increased-by-63-percent-in-2023/(дата обращения: 25.04.2024).
4. Косарев, В. Е. Экосистема как новая модель развития банка / В. Е. Косарев, Г. М. Иараджули // Финансовые рынки и банки. - 2020. - № 1. - С. 58-62. EDN: WBSMQT
5. Котляров, И. Д. Цифровая трансформация финансовой сферы: содержание и тенденции / И. Д. Котляров // Управленец. - 2020. - Т. 11, № 3. - С. 72-81. DOI: 10.29141/2218-5003-2020-11-3-6 EDN: QCAMVP
6. Марамыгин, М. С. Цифровая трансформация российского рынка финансовых услуг: тенденции и особенности / М. С. Марамыгин, Г. В. Чернова, Л. Г. Решетникова // Управленец. - 2019. - Т. 10, № 3. - С. 70-82. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-3-7 EDN: NANAWN
7. Вирин, Ф. Маркетинговое исследование Маркетплейсы 2024: тренды, стратегии, точки роста // ООО “Дейта Инсайт”. - URL: https://datainsight.ru/DI_FedorVirin_SellersnMarketplaces_2024?ysclid=l vcqzy6fth668387800 (дата обращения: 25.04.2024).
8. Пригода, Л. В. Банковские экосистемы и маркетплейсы: тенденции цифровизации / Л. В. Пригода, М. В. Аликаева, З. Чекеревац // Новые технологии. - 2020. - Т. 16, № 6. - С. 132-138. DOI: 10.47370/2072-0920-2020-16-6-132-138 EDN: UTBJMS
9. Проект основных направлений цифровизации финансового рынка на период 2022-2024 годов // Центральный банк Российской Федерации. - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/131360/oncfr_2022-2024.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
10. Трифонова, П. Рост важнее прибыли // Сетевое издание “Коммерсантъ”. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5966397 (дата обращения: 25.04.2024).
11. Самиев, П. А. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг / П. А. Самиев, В. Р. Закирова, Д. В. Швандар // Финансовый журнал. - 2020. - Т. 12, № 5. - С. 86-98. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-86-98 EDN: OSVTHU
12. Усова, Н. В. Цифровая трансформация финансовых услуг в России / Н. В. Усова, М. П. Логинов // Журнал экономической теории. - 2021. - Т. 18, № 2. - С. 277-289. DOI: 10.31063/2073-6517/2021.18-2.9 EDN: DNASOZ
13. Шаститко, А. Е. Мезоинституты для цифровых экосистем / А. Е. Шаститко, А. А. Курдин, И. Н. Филиппова // Вопросы экономики. - 2023. - № 2. - С. 61-82. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-2-61-82 EDN: EASJUW
14. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных консультаций // Центральный банк Российской Федерации. - URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуются предпосылки трансформации содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях. Освещена проблема снижения экономического потенциала молодёжи вследствие отказа молодыми гражданами от получения профессионального образования. С другой стороны, молодые граждане, получившие высшее образование, не намерены работать в своем регионе присутствия и/или трудоустраиваться на работу по специальности, полученной в высшем учебном заведении. В этой связи особенно актуальным является исследование содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях. Целью статьи является обоснование трансформации содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в обеспечении их вклада в экономику региона. В основу проведения исследований положены общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также графический метод, метод сравнительного анализа, метод контент-анализа. Речь идёт об интеграции человеческого капитала молодого специалиста в экономику региона на основе совокупности базовых ориентиров, таких как укрепление и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей; профессиональное развитие молодёжи, содействие её занятости, трудоустройству; привлечение талантливой молодёжи в сферу НИОКР для решения стратегически значимых задач развития России.
В статье рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности организаций, представлены различные трактовки данного понятия российскими и зарубежными учёными. Ряд вопросов по определению перспективных направлений инновационной деятельности в сфере ритейла, которые связаны со стратегией развития компании, продвижением торговой политики, достижением показателей результативности, обеспечением финансовой устойчивости компаний, остаются актуальными и определяют новизну, практическую значимость и цель исследования. Для проведения исследования использовались методы системного и комплексного подходов, метод группировок, метод сравнительных оценок, статистический методы. В статье выделены направления инновационной деятельности участников рынка ритейла. Проведена оценка результатов инновационной деятельности по комплексу показателей эффективности в процессе введения инноваций. Платёжеспособность предприятия оценивалась по кругу комплексных показателей, отражающих ликвидность и обеспеченность активами. Авторами предложены направления инновационной деятельности ритейлера с целью улучшения своих позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компаний.
Цель статьи заключается в рассмотрении перспектив внедрения механизма инновационного транспортного обслуживания в сфере туризма и рекреации. Описаны ключевые тренды в развитии транспортных технологий, их влияние на туристическую отрасль и потенциал для повышения качества и доступности туристических услуг. В числе основных методов исследования применялись такие методы как дискуссионный анализ, метод обобщения информации, системный метод и метод сравнительно-сопоставимого анализа. В статье подробно изучаются различные аспекты инновационного транспортного обслуживания, включая применение электромобилей, беспилотных транспортных средств и других экологически чистых технологий, развитие интегрированных транспортных систем, объединяющих различные виды транспорта, внедрение умных технологий для оптимизации маршрутов, повышения безопасности и удобства пассажиров, создание инновационных платформ для бронирования и оплаты транспортных услуг. Статья также анализирует экономические, социальные и экологические последствия внедрения инновационных транспортных решений в сфере туризма и рекреации. В заключении предлагаются практические рекомендации по развитию и реализации механизма инновационного транспортного обслуживания для достижения устойчивого развития туристической отрасли.
Необходимость проведения многосторонних комплексных исследований при формировании и реализации стратегии цифровой трансформации сельскохозяйственной отрасли в условиях глобальных трендов ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности определяется целым рядом причин: отраслевой спецификой; высокой зависимостью от природно-климатических условий; особенностями производственно-технологических и организационно-экономических процессов сельскохозяйственного производства; низким уровнем развития технологической инфраструктуры; высокой зависимостью от импорта ИТ-решений; низким уровнем цифровой компетентности и доверия к инновациям со стороны пользователей. Анализ опубликованных исследований позволил выделить наиболее востребованные и предпочтительные для внедрения в сельскохозяйственное производство цифровые технологии. Моделирование процесса трансформации стратегических направлений цифровизации сельского хозяйства в конкурентные преимущества позволило определить ключевых участников, без тесного взаимодействия которых невозможно достижение поставленных целей. Выявленные в процессе исследования недостатки методологических подходов к формированию стратегических инициатив на макро-, мезо- и микроуровнях обусловили актуальность поиска новых подходов, позволяющих повысить обоснованность принятия решений по формулированию ключевых положений стратегии. В рамках исследования проведён SWOT-анализ внедрения цифровых технологий в произ-водственно-технологические и организационно-экономические процессы сельскохозяйственного производства, результаты которого могут быть использованы в качестве информационного поля для выработки стратегических альтернатив.
Современное сельское хозяйство сталкивается с необходимостью повышения производственной эффективности в условиях растущей конкуренции, изменения климата и современных геополитических вызовов. Повышение эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий является ключевым фактором для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития аграрного сектора. В статье рассматриваются актуальные методы повышения эффективности производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий, включая внедрение инновационных технологий, оптимизацию управленческих процессов и улучшение использования ресурсов. Приводится авторский подход к формулировке определений и трактовке концептуальных положений по заявленной теме исследования. Дается оценка развития производственного потенциала сельского хозяйства Орловской области за 2015 - 2023 гг., в частности - динамики объемов производства продукции сельского хозяйства, в том числе в отраслях растениеводства и животноводства. Сделан вывод, что в регионе установилась положительная тенденция в повышении эффективности использования производственного потенциала сельского хозяйства, которая связана с привлечением инвестиций в аграрный сектор. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут служить базой для дальнейшего развития методологии оценки эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий; разработки концептуальных подходов к прогнозированию необходимого объема целевого финансирования, позволяющего повлиять на результативность производственной деятельности. С практической точки зрения, развитие и совершенствование механизма и методов оценки развития производственного потенциала в аграрном бизнесе будет стимулировать инновационную и инвестиционную активность его финансово-хозяйственной деятельности. Применение на практике результатов исследования обеспечит устойчивый рост доходности и эффективности сельскохозяйственного производства.
В данной статье рассматривается важность формирования механизма устойчивого развития промышленных предприятий через реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО). Эволюция подходов к корпоративной социальной ответственности демонстрирует изменения в общественном сознании - от начального понимания социальной ответственности и до активного внедрения социальных программ и инициатив. Основное внимание уделяется влиянию социальных программ на удовлетворённость сотрудников, а также недостаточной оценке их результативности. Целью исследования является анализ действующей социальной политики сотрудниками промышленного предприятия в рамках реализуемой внутренней корпоративной социальной ответственности. Методика исследования включает метод анкетирования сотрудников крупной промышленного предприятия Республики Татарстан. Опрос позволил диагностировать уровень осведомлённости сотрудников о социальных инициативах и их удовлетворённости социальной политикой компании. Результаты показали, что, несмотря на общее удовлетворение социальной политикой, сотрудники имеют низкий уровень осведомлённости о социальных инициативах, что свидетельствует о необходимости повышения информированности и вовлечённости работников. Выводы исследования подчёркивают важность коллегиального договора как инструмента регулирования социальных отношений и указывают на потенциал в развитии информационного сопровождения социальной политики предприятий. В заключение предложены рекомендации по улучшению коммуникации и повышению результативности социальной политики, что будет способствовать устойчивому развитию компании.
Развитие малого предпринимательства является стратегией устойчивого социально-экономического развития страны и её регионов. Для оценки текущего состояния и перспектив развития предпринимательства, привлечения молодёжи в предпринимательскую среду необходимо проведение межрегионального анализа функционирования предприятий малого бизнеса. Анализ осуществляется на основе официальных статистических и аналитических данных с использованием современного аналитического инструментария. Цель исследования связана с проведением межрегионального экономического анализа, суть которого состоит в проведении сравнительного анализа малого бизнеса между различными регионами России. Такие методы межрегионального анализа, как сравнение, сопоставление, лучшие оценки, рейтингование, динамические ряды, сегментирование и прочие, формируют современный инструментарий информационно-аналитического обеспечения процессов управления предпринимательской сферой в менеджменте, экономико-математическом анализе, региональной экономике. Отдельные компоненты аналитического инструментария нашли своё отражение в статье на основе актуальных аналитических данных, полученных из официальных источников базы данных о предпринимательстве в России. Дан обзор публикаций, которые отражают важность аспектов проведения анализа состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса с упором на особенности и характеристики функционирования и регулирования деятельности предприятий в новых экономических реалиях. Проведён анализ текущего состояния и перспектив развития малых предприятий в регионах страны и в новых субъектах Российской Федерации на основе методов сравнения, сопоставления, построения динамических рядов. Исходя из выявленных тенденций и закономерностей, сформулированы важные направления национальной политики в сфере предпринимательства.
В статье представлены этапы регулирования электронных муниципальных услуг, обозначены проблемы электронного взаимодействия в процессе оказания муниципальных услуг в моногородах. К таким проблемам отнесены: обязательность электронного канала связи, технические сложности из-за интернет-доступа, низкие цифровые навыки заявителей, формальные ограничения. Активное регулирование цифровизации государственного сектора обеспечило непрерывный формат оказания большинства государственных и муниципальных услуг и доступное для граждан функционирование МФЦ. Анализ показал, что использование цифрового контента при предоставлении государственных и муниципальных услуг в стране увеличивается. При выполнении исследования задействованы общенаучные методы (дедукция, индукции, анализ, синтез, методы классификации и другие) и специальные (системный подход, сравнительный статистический анализ и другие). Авторами рассмотрены предпосылки, технические и интеллектуальные возможности для открытия на базе муниципальных библиотек Цифровых центров обслуживания населения для расширения функционала предоставляемых цифровых услуг. Предложена систематизация и интеграция мер регулирования и поддержки развития портфеля муниципальных услуг для повышения качества жизни населения моногородов.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832