В статье представлены этапы регулирования электронных муниципальных услуг, обозначены проблемы электронного взаимодействия в процессе оказания муниципальных услуг в моногородах. К таким проблемам отнесены: обязательность электронного канала связи, технические сложности из-за интернет-доступа, низкие цифровые навыки заявителей, формальные ограничения. Активное регулирование цифровизации государственного сектора обеспечило непрерывный формат оказания большинства государственных и муниципальных услуг и доступное для граждан функционирование МФЦ. Анализ показал, что использование цифрового контента при предоставлении государственных и муниципальных услуг в стране увеличивается. При выполнении исследования задействованы общенаучные методы (дедукция, индукции, анализ, синтез, методы классификации и другие) и специальные (системный подход, сравнительный статистический анализ и другие). Авторами рассмотрены предпосылки, технические и интеллектуальные возможности для открытия на базе муниципальных библиотек Цифровых центров обслуживания населения для расширения функционала предоставляемых цифровых услуг. Предложена систематизация и интеграция мер регулирования и поддержки развития портфеля муниципальных услуг для повышения качества жизни населения моногородов.
Идентификаторы и классификаторы
Происходящие в Российской Федерации цифровые трансформации нацелены на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу для повышения качества жизни людей. В условиях интенсивных изменений социально-политических факторов, экономико-финансовых характеристик хозяйственных отношений решение задач обеспечения достойного качества и уровня жизни населения закреплено за органами государственной власти. Для органов местного самоуправления, чьи города получили статус монопрофильных, решение задачи усложняется низким потенциалом экономики таких городов и их непривлекательностью для внешних инвесторов. В связи с этим органы власти моногородов находятся в ситуации поиска действенных механизмов, позволяющих через предоставление муниципальных услуг, обеспечить достойные качество и уровень жизни населения, соблюдая актуальные параметры социально-экономического развития территории. Значимость данной сферы исследования определяется и тем фактом, что в России моногорода составляют примерно 30 % от их общего количества
Список литературы
1. Моногорода. Развитие городов // Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: https://economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/razvitie_gorodov/monogoroda/.
2. Караваева, Т. И. Риски 2022: градообразующие организации и моногорода / Т.И. Караваева [и др.] // Фонд “Центр стратегических разработок”, 2022. - 21с. - URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/14c/k88t2bqevutbs7f8bl3v06htho0s37jg.pdf.
3. Глебова, А. Г. Проблемы моногородов: мировой опыт и российская практика / А. Г. Глебова, В. Н. Зеленский, А. С. Лазарева // Вестник университета. - 2022. - № 11. - С. 86-93. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-11-86-93 EDN: VAARIE
4. Zubarev, D. N. State and municipal services in the context of public sector reform in the Russian Federation / D. N. Zubarev // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2022. - Vol. 12, No. 1-1. - P. 81-88. DOI: 10.34670/AR.2022.85.11.010 EDN: TYNCIB
5. Бабун, Р. В. Муниципальные услуги в системе муниципального управления / Р. В. Бабун // Местное право. - 2010. - № 6. - С. 3-10. EDN: NXXYPL
6. Киселева, Н. В. Социальные услуги и государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере: законодательное определение и соотношение / Н. В. Киселева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2023. - № 2. - С. 8-12. DOI: 10.18572/1813-1247-2023-2-8-12 EDN: HNHJGM
7. Соболев, О. В. Государственные и муниципальные услуги: дифференциация отраслевого регулирования / О. В. Соболев // Российский юридический журнал. - 2020. - № 4(133). - С. 103-111. DOI: 10.34076/2071-3797-2020-4-103-111 EDN: GQVBFQ
8. Файзуллин, Н. Н. Государственные и муниципальные услуги посредством межведомственного электронного взаимодействия / Н. Н. Файзуллин // Инновационные технологии научного развития: сборник статей международной научно-практической конференции, Казань, 20 октября 2016 года. Том Часть 3. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью “Аэтерна”, 2016. - С. 211-214. EDN: WQUGCX
9. Григоренко заявил, что более 1,3 тыс. госуслуг в РФ можно получить онлайн // Информационное агентство ТАСС. - URL: https://tass.ru/obschestvo/21205719.
10. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/12177515.
11. Бобров, А. Д. Государственные и муниципальные услуги в управлении жилищно-коммунальным хозяйством в России / А. Д. Бобров, Д. Э. Приходько, В. Г. Агибалова // Стратегические приоритеты социально-экономического развития территорий: Сборник материалов круглого стола с международным участием, Краснодар, 28 ноября 2022 года. - Краснодар: ФГБУ “Российское энергетическое агентство” Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ “РЭА” Минэнерго России, 2022. - С. 105-110. EDN: EUFVLY
12. Кузьмин, В. Большинство госуслуг до конца 2023 года переведут в цифровой формат и непрерывный режим // Интернет-портал “Российской газеты”, 2022, 18 апр. - URL: https://rg.ru/2022/04/18/bolshinstvo-gosuslug-do-konca-2023-goda-perevedut-v-cifrovoj-format-i-nepreryvnyj-rezhim.html.
13. Михаил Мишустин утвердил концепцию перехода к предоставлению госуслуг в режиме 24/7 // Официальный сайт Правительства РФ, 202,. 18 апр. - URL: http://government.ru/docs/45197.
14. Индикаторы цифровой экономики: 2024: статистический сборник / В.Л. Абашкин, Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т “Высшая школа экономики”. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. - 276 с. ISBN: 978-5-7598-3008-5
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается проблема усиления конкуренции на рынке финансовых услуг, связанная со всё более активным участием маркетплейсов в их оказании. Актуальность исследования обусловлена ростом рыночной силы маркетплейсов, когда на долю двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon приходится в настоящий момент свыше 80 % онлайн-заказов. Более чем двукратное увеличение с 2019 года доли онлайн-заказов, приходящихся всего на два универсальных маркетплейса, накладывается на общий тренд в розничной торговле по данным Росстата, который также связан с постоянным ростом доли продаж через интернет в общем объёме оборота розничной торговли. Вопросы управления рисками участников экономических отношений на финансовом рынке, переживающем цифровую трансформацию, в настоящий момент недостаточно исследованы. Поэтому выявление состава финансовых услуг, оказываемых крупнейшими отечественными универсальными маркетплейсами, проведение оценки структуры представленности услуг, их влияния на конкурентную среду и потенциальных рисков, связанных с увеличением участия нефинансовых компаний, представляется актуальным. Оценки произведены на основе анализа доступной информации в отчётах и обзорах, а также с использованием обобщения существующих исследований по участию маркетплейсов в оказании финансовых услуг и связанных с этими процессами рисков в финансовом секторе. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для выработки механизмов взаимодействия с новыми участниками рынка финансовых услуг и регулирования их присутствия на этом рынке, в том числе за счёт выработки специальных нормативов Банком России для финансовых организаций и банков, доля предоставляемых услуг которых клиентам и/или поставщикам маркетплейса превышает определённое пороговое значение.
В статье исследуются предпосылки трансформации содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях. Освещена проблема снижения экономического потенциала молодёжи вследствие отказа молодыми гражданами от получения профессионального образования. С другой стороны, молодые граждане, получившие высшее образование, не намерены работать в своем регионе присутствия и/или трудоустраиваться на работу по специальности, полученной в высшем учебном заведении. В этой связи особенно актуальным является исследование содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в современных условиях. Целью статьи является обоснование трансформации содержания профессионально ориентированного подхода к подготовке молодых специалистов в обеспечении их вклада в экономику региона. В основу проведения исследований положены общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также графический метод, метод сравнительного анализа, метод контент-анализа. Речь идёт об интеграции человеческого капитала молодого специалиста в экономику региона на основе совокупности базовых ориентиров, таких как укрепление и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей; профессиональное развитие молодёжи, содействие её занятости, трудоустройству; привлечение талантливой молодёжи в сферу НИОКР для решения стратегически значимых задач развития России.
В статье рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности организаций, представлены различные трактовки данного понятия российскими и зарубежными учёными. Ряд вопросов по определению перспективных направлений инновационной деятельности в сфере ритейла, которые связаны со стратегией развития компании, продвижением торговой политики, достижением показателей результативности, обеспечением финансовой устойчивости компаний, остаются актуальными и определяют новизну, практическую значимость и цель исследования. Для проведения исследования использовались методы системного и комплексного подходов, метод группировок, метод сравнительных оценок, статистический методы. В статье выделены направления инновационной деятельности участников рынка ритейла. Проведена оценка результатов инновационной деятельности по комплексу показателей эффективности в процессе введения инноваций. Платёжеспособность предприятия оценивалась по кругу комплексных показателей, отражающих ликвидность и обеспеченность активами. Авторами предложены направления инновационной деятельности ритейлера с целью улучшения своих позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компаний.
Цель статьи заключается в рассмотрении перспектив внедрения механизма инновационного транспортного обслуживания в сфере туризма и рекреации. Описаны ключевые тренды в развитии транспортных технологий, их влияние на туристическую отрасль и потенциал для повышения качества и доступности туристических услуг. В числе основных методов исследования применялись такие методы как дискуссионный анализ, метод обобщения информации, системный метод и метод сравнительно-сопоставимого анализа. В статье подробно изучаются различные аспекты инновационного транспортного обслуживания, включая применение электромобилей, беспилотных транспортных средств и других экологически чистых технологий, развитие интегрированных транспортных систем, объединяющих различные виды транспорта, внедрение умных технологий для оптимизации маршрутов, повышения безопасности и удобства пассажиров, создание инновационных платформ для бронирования и оплаты транспортных услуг. Статья также анализирует экономические, социальные и экологические последствия внедрения инновационных транспортных решений в сфере туризма и рекреации. В заключении предлагаются практические рекомендации по развитию и реализации механизма инновационного транспортного обслуживания для достижения устойчивого развития туристической отрасли.
Необходимость проведения многосторонних комплексных исследований при формировании и реализации стратегии цифровой трансформации сельскохозяйственной отрасли в условиях глобальных трендов ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности определяется целым рядом причин: отраслевой спецификой; высокой зависимостью от природно-климатических условий; особенностями производственно-технологических и организационно-экономических процессов сельскохозяйственного производства; низким уровнем развития технологической инфраструктуры; высокой зависимостью от импорта ИТ-решений; низким уровнем цифровой компетентности и доверия к инновациям со стороны пользователей. Анализ опубликованных исследований позволил выделить наиболее востребованные и предпочтительные для внедрения в сельскохозяйственное производство цифровые технологии. Моделирование процесса трансформации стратегических направлений цифровизации сельского хозяйства в конкурентные преимущества позволило определить ключевых участников, без тесного взаимодействия которых невозможно достижение поставленных целей. Выявленные в процессе исследования недостатки методологических подходов к формированию стратегических инициатив на макро-, мезо- и микроуровнях обусловили актуальность поиска новых подходов, позволяющих повысить обоснованность принятия решений по формулированию ключевых положений стратегии. В рамках исследования проведён SWOT-анализ внедрения цифровых технологий в произ-водственно-технологические и организационно-экономические процессы сельскохозяйственного производства, результаты которого могут быть использованы в качестве информационного поля для выработки стратегических альтернатив.
Современное сельское хозяйство сталкивается с необходимостью повышения производственной эффективности в условиях растущей конкуренции, изменения климата и современных геополитических вызовов. Повышение эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий является ключевым фактором для обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития аграрного сектора. В статье рассматриваются актуальные методы повышения эффективности производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий, включая внедрение инновационных технологий, оптимизацию управленческих процессов и улучшение использования ресурсов. Приводится авторский подход к формулировке определений и трактовке концептуальных положений по заявленной теме исследования. Дается оценка развития производственного потенциала сельского хозяйства Орловской области за 2015 - 2023 гг., в частности - динамики объемов производства продукции сельского хозяйства, в том числе в отраслях растениеводства и животноводства. Сделан вывод, что в регионе установилась положительная тенденция в повышении эффективности использования производственного потенциала сельского хозяйства, которая связана с привлечением инвестиций в аграрный сектор. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут служить базой для дальнейшего развития методологии оценки эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий; разработки концептуальных подходов к прогнозированию необходимого объема целевого финансирования, позволяющего повлиять на результативность производственной деятельности. С практической точки зрения, развитие и совершенствование механизма и методов оценки развития производственного потенциала в аграрном бизнесе будет стимулировать инновационную и инвестиционную активность его финансово-хозяйственной деятельности. Применение на практике результатов исследования обеспечит устойчивый рост доходности и эффективности сельскохозяйственного производства.
В данной статье рассматривается важность формирования механизма устойчивого развития промышленных предприятий через реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО). Эволюция подходов к корпоративной социальной ответственности демонстрирует изменения в общественном сознании - от начального понимания социальной ответственности и до активного внедрения социальных программ и инициатив. Основное внимание уделяется влиянию социальных программ на удовлетворённость сотрудников, а также недостаточной оценке их результативности. Целью исследования является анализ действующей социальной политики сотрудниками промышленного предприятия в рамках реализуемой внутренней корпоративной социальной ответственности. Методика исследования включает метод анкетирования сотрудников крупной промышленного предприятия Республики Татарстан. Опрос позволил диагностировать уровень осведомлённости сотрудников о социальных инициативах и их удовлетворённости социальной политикой компании. Результаты показали, что, несмотря на общее удовлетворение социальной политикой, сотрудники имеют низкий уровень осведомлённости о социальных инициативах, что свидетельствует о необходимости повышения информированности и вовлечённости работников. Выводы исследования подчёркивают важность коллегиального договора как инструмента регулирования социальных отношений и указывают на потенциал в развитии информационного сопровождения социальной политики предприятий. В заключение предложены рекомендации по улучшению коммуникации и повышению результативности социальной политики, что будет способствовать устойчивому развитию компании.
Развитие малого предпринимательства является стратегией устойчивого социально-экономического развития страны и её регионов. Для оценки текущего состояния и перспектив развития предпринимательства, привлечения молодёжи в предпринимательскую среду необходимо проведение межрегионального анализа функционирования предприятий малого бизнеса. Анализ осуществляется на основе официальных статистических и аналитических данных с использованием современного аналитического инструментария. Цель исследования связана с проведением межрегионального экономического анализа, суть которого состоит в проведении сравнительного анализа малого бизнеса между различными регионами России. Такие методы межрегионального анализа, как сравнение, сопоставление, лучшие оценки, рейтингование, динамические ряды, сегментирование и прочие, формируют современный инструментарий информационно-аналитического обеспечения процессов управления предпринимательской сферой в менеджменте, экономико-математическом анализе, региональной экономике. Отдельные компоненты аналитического инструментария нашли своё отражение в статье на основе актуальных аналитических данных, полученных из официальных источников базы данных о предпринимательстве в России. Дан обзор публикаций, которые отражают важность аспектов проведения анализа состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса с упором на особенности и характеристики функционирования и регулирования деятельности предприятий в новых экономических реалиях. Проведён анализ текущего состояния и перспектив развития малых предприятий в регионах страны и в новых субъектах Российской Федерации на основе методов сравнения, сопоставления, построения динамических рядов. Исходя из выявленных тенденций и закономерностей, сформулированы важные направления национальной политики в сфере предпринимательства.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832