ИСКУССТВО ЕВРАЗИИ
Архив статей журнала
Статья посвящена изучению творческого наследия сибирского художника Григория Густавовича Ликмана (1904-1991). Мастер создавал произведения в жанре политической карикатуры, писал пейзажи, портреты, сюжетно-тематические полотна, занимался книжной иллюстрацией и иллюстрациями для сибирской периодической печати, резьбой по дереву, работал над декорациями к спектаклям. Основным объектом исследования стали графические портреты Г.Г. Ликмана 1920-х годов из частного собрания Андрея Владимировича Ковалёва. В статье кратко рассмотрены этапы жизни и творческого пути художника, дана общая характеристика его творческой личности, проанализированы графические портреты, созданные в 1920-х годах, когда Г.Г. Ликман трудился в газете «Степная правда» в Славгороде. Для решения поставленных задач автором применены историко-биографический и формально-стилистический методы, элементы иконологического анализа. Помимо высочайшего художественного уровня работ, творчество Григория Ликмана интересно тем, что целиком охватывает советский период, поэтапно затрагивая множество характерных для эпохи стилей. Исследование дополняет представления о творчестве художника и вводит в научный оборот ранее нигде не представленные его графические произведения указанного периода.
В сохраняющих традиционный уклад общинах, как правило сельских, распространено народное художественное творчество, связанное с верованиями и обычаями. Среди различных форм народного, или, как его еще называют, наивного искусства встречается и монументальная живопись, росписи жилища. Развитие этого вида искусства в некоторых местах достигло высокого уровня, и даже сложились характерные стилистические направления. В статье впервые в русскоязычной искусствоведческой литературе представляется сформировавшийся в Индии стиль бангдвари. Бангдвари, традиционная живопись, распространенная среди сельских общин округа Кангра, штат Химачал-Прадеш, является частью повседневных и праздничных ритуалов и продолжает местные художественные традиции. В статье подробно раскрывается технологический процесс создания фресок и демонстрируется высокий художественный вкус народных мастеров. Анализ росписей в виде цветочных орнаментов и композиций выявляет их связь с древнейшими растительными орнаментальными мотивами, которые во многих культурах символизировали образ мирового древа. Анималистический живописный жанр в бангдвари достаточно развит и демонстрирует детализацию и высокую художественную выразительность изображений. Наибольшую ценность представляют выполненные с большим мастерством сюжетные композиции. В них представляются различные события из повседневной жизни, а также из фольклорного и эпического наследия. Обосновывается связь этих композиций со всемирно известной школой индийской миниатюры, получившей название по месту происхождения - школа Кангры. Статья фиксирует технологические, художественные и мировозренческие особенности, характеризующие живую традицию стилистического направления в народном искусстве бангдвари.