Архив статей журнала
Введение. В условиях модернизации образования особая роль отводится вопросам повышения качества подготовки специалистов. При этом формирование в рамках учебно-воспитательного процесса конкурентоспособной личности, ориентирующейся в современном мире, невозможно без овладения необходимым комплексом правовых знаний, умений и навыков. Вместе с тем следует отметить, что восприятие права студентами-юристами и студентами неюридических специальностей заметно отличается, надо учитывать особенности преподавания правовых дисциплин именно в неюридических образовательных учреждениях.
Постановка задачи. Цель нашего исследования заключается в анализе особенностей процесса организации обучения студентов образовательных учреждениях высшего профессионального образования неюридического профиля правовым дисциплинам и выявлении сильных и слабых сторон этого педагогического процесса, влияющих на повышение качества обученности. «Правоведение» как учебная дисциплина для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки, «Правоведение и правоохранительная деятельность» отличается от классической учебной дисциплины «Правоведение» для неюридических направлений подготовки тем, что в данном курсе изучаются проблемы взаимосвязи права с другими науками в системе научного гуманитарного знания. Это обусловлено тем, что традиционно в курсе «Правоведение» делается обзор основных отраслей российского права (конституционного, гражданского, семейного, трудового и уголовного).
Методика и методология исследования. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику всего педагогического процесса. Оно в отличие от любого другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и студента, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и студентов. Показано, что «педагогический процесс» представляют как систему из пяти элементов: 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4) преподаватель (П); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).
Результаты. Изучаемая дисциплина дает обучающимся знания об основных понятиях и категориях права и государства, основных положениях отраслей российского права, прививает умение ориентироваться в законодательстве Российской Федерации, соотносить реальные жизненные события (юридические факты) с нормами права, знакомит с содержанием права и механизма государства, с основными правовыми системами современности, раскрывает содержание основных положений отраслей российского права и институтов российского государства, прививает умение правильно ориентироваться в законодательстве и давать правовую оценку событиям, имеющим юридическое значение. Раскрыто, что студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысления и понимания. Это возможно только при активном участии самих обучающихся в процессе обучения. Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя.
Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема исследования носит практико-ориентированный характер и позволяет констатировать, что методика обучения юридическим дисциплинам студентов неюридического профиля вносит некие коррективы, в особенности необходимость в начале курса в базовых представлениях преподнести общетеоретические положения права как юридический факт, правовая норма, правоотношения и их содержание, ответственность и условия ее применения в различных отраслях права и т. д. Решение ситуационных задач способствует развитию у студентов инициативности, аналитических навыков, правильной идентификации интерпретируемых норм права, информации и повышает умения аргументированно обосновывать свои решения. Полученные знания помогут правильно действовать в соответствующих ситуациях, грамотно подходить к решению серьезных вопросов, не нуждаясь в помощи третьих лиц, что позволят в работе добиться серьезного опыта и широкого кругозора во всех областях знаний. Краеугольным камнем современной российской педагогики является представление о единстве взаимосвязи педагога и обучающегося, то есть необходимы взаимное понимание траекторий для дальнейшей деятельности и представление современных технологий образования в вышесказанном ключе, позволяющем вузам производить компетентные кадры.
Введение. Благодаря современным технологиям мир постоянно трансформируется. В связи с этим сфера образования требует к себе особого внимания. Использование новых цифровых технологий в учебном процессе привело к необходимости изменений в традиционной образовательной парадигме.
Постановка задачи. Задачей исследования является выявление характерных особенностей индивидуальной траектории обучения студентов с применением синхронного и асинхронного формата электронного обучения. Исследование направлено на обнаружение положительного влияния сочетания данных форматов на эффективность изучаемого предмета (иностранного языка), возможностей и перспектив дальнейшего развития, а также использования данной методики в обучении студентов технических специальностей.
Методика и методология исследования. Реализация поставленных в работе задач осуществляется на основе применения комплекса исследовательских методов: сравнительный анализ, синтез, обобщение, экспериментальный метод.
Результаты. Обнаружено, что является целесообразным сочетать синхронный и асинхронный формат электронного обучения в процессе формирования индивидуальной траектории обучения студента (в контексте студентоцентрированного подхода). Раздельное применение этих двух форматов не эффективно и мало способствует повышению мотивации, не делает процесс обучения более активным и сосредоточенным на конечных достижениях, доступности преподаваемого материала для студентов. Новейшие студентоцентрированные технологии, реализация которых позволяет формировать самоуправляемое обучение, полностью совпадают с требованиями студентов к образовательным стандартам, которые они получают в высших учебных заведениях. Результаты исследования показывают, что индивидуальный подход к каждому студенту приводит к улучшению организации образовательного процесса, когда студент самостоятельно выбирает набор учебных материалов, уровень освоения в соответствии со своими будущими профессиональными карьерными интересами и желаемыми результатами обучения.
Выводы. Выводы и материалы исследования будут способствовать повышению уровня преподавания такого предмета междисциплинарного цикла, как иностранный язык.
Введение. Процесс преподавания вузовских дисциплин на современном этапе можно рассматривать как единую систему, состоящую из множества отдельных элементов, где каждый элемент оказывает влияние на ее эксплуатацию. Проанализировать это влияние можно с помощью методов системной инженерии.
Постановка задачи. В качестве системы рассматривается дисциплина «Начертательная геометрия». Определены цели и задачи системы, степень заинтересованности в создании этого проекта.
Методика и методология исследования. Рассмотрены методы системного инжиниринга, с помощью которых решались вопросы жизненного цикла системы.
Результаты. Для трех исследуемых групп, изучающих дисциплину «Начертательная геометрия», установлено различное распределение времени для тем изучаемого материала. Показано, что использование методов системного анализа в разработке учебных программ делает процесс обучения более совершенным.
Выводы. Методы системной инженерии с успехом могут применяться как современный инструмент анализа результатов преподавания технических дисциплин и модернизации учебного процесса.