Архив статей журнала

Организационная культура личности профессионала: особенности современного содержания и формирования в условиях цифрового развития образовательной среды (2024)
Выпуск: Т. 14, № 3 (2024)
Авторы: Пушкарева Елена Александровна, Кирякова Ирина Дмитриевна, Пушкарев Юрий Викторович

Введение. В статье исследуется проблема формирования организационной культуры личности с акцентом на становление личности профессионала в современных условиях развития общества.

Постановка задачи. Цель статьи – выявить особенности современного содержания и формирования организационной культуры личности профессионала в условиях цифрового развития образовательной среды.

Методика и методология исследования. Исследование содержания понятия «организационная культура личности профессионала» основано на анализе и обобщении научных работ, проблематизирующих вопросы формирования профессиональных качеств современной личности, оказывающих влияние на становление организационных составляющих ее культуры. Понятие организационной культуры рассматривается в ее общем содержании с акцентом на совокупность всех культурных ценностей, создаваемых организацией, определяемых историко-культурным контекстом развития общества в целом.

Результаты. На основе обобщения источников выявляются особенности содержания понятия «организационная культура личности профессионала». На основе исследования вопросов формирования организационной культуры личности профессионала в условиях современного развития цифровой образовательной среды отмечается, что в условиях современных проблем развития общества, его глобализации и цифровизации, вопросы организационного становления личности профессионала приобретают свою специфику. Подчеркива ется, что организационные начала формирования культуры в современных условиях напрямую связаны с развитостью различных форм сетевого взаимодействия в образовательной системе. Особо отмечается необходимость формирования мотивационной составляющей организационной культуры профессионала в современных условиях развития цифрового образовательного пространства.

Выводы. На становлении организационной культуры отдельной личности отражаются противоречия между вызовами интенсивно развивающейся цифровой среды в современных условиях развития профессионального образования и личностными ценностными установками профессионалов, при этом организационный компонент общей культуры личности называется одним из наиболее важных для формирования в системе подготовки профессионала. В итоге подчеркивается, что одной из важнейших особенностей является влияние компонентов цифровой культуры профессионала на составляющие его организационной культуры в процессе становления готовности личности к профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
Преподаватель и студент в социокультурной среде вуза: аспекты личностно-профессионального развития в диалоговом взаимодействии (2024)
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Авторы: Гагарин Александр Валерьевич, Гришаева Юлия Михайловна, Аграпонова Наталья Леонидовна, Мади Висам Нидал

Введение. Актуализируется проблема совместного личностно-профессионального развития преподавателя и студента в социокультурной среде высшего учебного заведения (вуза). Ведущее условие такого развития – диалог (сотрудничество и сотворчество) в различных видах учебно-воспитательной активности (собственно учебной, исследовательской, коммуникативной и др.).

Постановка задачи. Цель изыскания – изучить реальные возможности для равнопартнерского взаимодействия преподавателя и студента в специально организованном совместном решении задач личностно-профессионального развития в социокультурных условиях академической среды современного российского вуза.

Методика и методология исследования. Проведено теоретико-методологическое обобщение проблемы исследования, включая анализ и интерпретацию результатов с опорой на работы зарубежных и отечественных авторов, а также на личный опыт и наработки авторов статьи. Задействованы методы теоретико-методологического и теоретико-прикладного спектра. Методологическими ориентирами выступили эволюционно-исторический и социально-экологический подходы, а также средовой подход образовании.

Результаты. Раскрыта структура академической среды вуза как социокультурной среды и обозначена роль ее компонентов в совместном личностно-профессиональном развитии преподавателей и студентов; определено место и функции социокультурных средовых взаимодействий в совместном личностно-профессиональном развитии преподавателей и студентов; обоснован вклад преподавателя в вариатизацию средовых взаимодействий студентов в социокультурных условиях академической среды современного российского вуза.

Выводы. Статья включает важные теоретические результаты, в том числе полученные ранее, в их современной интерпретации. Даны практические рекомендации для педагогов, где обращается внимание на компетенции преподавателя как воспитателя, активно включенного в разные формы социокультурных средовых взаимодействий со студентами.

Сохранить в закладках
Ценностно-ориентационная функция библиотеки в формировании интеллектуального суверенитета страны (2024)
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Авторы: Вихрева Галина Михайловна, Федотова Ольга Павловна

Введение. Современная эпоха поднимает сложные проблемы бытия, которые во многом объективно определяются постиндустриальным развитием социума, транснациональными процессами в области культуры, информации и образования, науки и техники. На фоне растущей конфронтации с западным политикумом идут динамичные процессы консолидации современного российского общества, сопровождающиеся усилением национальной идентификации, поиском путей формирования и укрепления интеллектуального суверенитета страны, представляющего собой сложный, взаимопроникающий симбиоз культуры, науки и образования.

Постановка задачи. Библиотека в качестве социокультурного института, сосредоточившего в себе социально-практический, знаниевый и интеллектуально-духовный опыт человечества, то есть, по существу, код ценностей нации, располагает значительным информационным потенциалом для философско-исторического осмысления сложившейся ситуации и разработки вариантов ее развития. Осознавая необходимость активизации своего участия в интенсивно развивающемся процессе становления интеллектуального суверенитета страны, библиотечное сообщество должно изыскать ресурсы и реализовать все возможности для более эффективных ответов на вызовы времени.

Методика и методология исследования. Исследование строится на применении культурологического, аксиологического, социокультурного подходов, позволивших рассмотреть проблему в ее взаимосвязи с актуальными процессами, происходящими в стране и мире.

Результаты. Авторы статьи, основываясь на том, что одной из основных сущностных функций библиотеки является ценностно-ориентационная, рассмотрели ряд направлений библиотечной деятельности, способствующих решению задач суверенизации в области науки, культуры и образования.

Выводы. Эволюция ценностных основ образования вследствие изменений, происходящих в стране и мире, отражается как на идеологии, так и на технологии библиотечной работы, требует модернизации ее содержания в области создания актуальной образовательной среды. В условиях обретения страной интеллектуальной независимости наиболее важной и востребованной представляется аксиологическаяк функция библиотеки, обеспечивающая ее фондам возможность ценностно-ориентировочного воздействия на общество. Наряду с выполнением сугубо информационной функции активизируется библиотечная деятельность по сохранению отечественных культурных традиций, речевой культуры, социокультурного разнообразия по противодействию деструкции исторического знания и продвижению чтения.

Сохранить в закладках
Методика преподавания дисциплины «Основы дизайн-проектирования» в учебном процессе бакалавриата по специальности 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (2024)
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Авторы: Музалевская Юлия Евгеньевна

Введение. Преподавание дисциплины «Основы дизайн-проектирования» тесно связано с художественными дисциплинами «Рисунок», «Живопись», «Общая композиция», а также с историей и методологией дизайна в области костюма.

Постановка задачи. Многолетний опыт позволил определить самые важные составляющие дисциплины, ее связь с блоком художественных дисциплин и возможности, которые она дает для дальнейшего обучения. «Основы дизайн-проектирования» стали своего рода «мостиком», связующим художественную и дизайнерскую направленность указанной специальности.

Методика и методология исследования. В процессе поиска необходимого подхода к преподаванию основ дизайн-проектирования для студентов специальности «Искусство костюма и текстиля» применены аналитический метод и метод сравнительного анализа заданий, ориентированных на развитие у обучающихся практических профессиональных навыков в области дизайнерской деятельности. Изучение методов проектирования становится важной составляющей обучения, дающей студентам возможность самим ориентироваться в поле проектной деятельности.

Результаты. В результате применения на практике авторской программы выявлены оптимальные практические задания, помогающие и дающие толчок к поиску образов в дальнейшем проектном творчестве. На протяжении почти десятилетнего опыта преподавания дисциплины разработанный подход показал свою эффективность. Метод подхода к решению проектной задачи, предложенный студентам, в дальнейшем был использован обучающимися при подготовке выпускных квалификационных работ для первоначальной проработки творческих проектов.

Выводы. Дисциплина направлена на развитие специальных навыков по созданию дизайн-проектов с учетом художественных способностей и теоретических знаний, полученных студентами на занятиях. Практические задания включают различные графические техники, компьютерную графику, коллаж, аппликацию. Ее практическое значение, связь с технологической направленностью специальности трудно переоценить в современном мире.

Сохранить в закладках
Методика обучения будущих преподавателей информатики интерактивным сетевым технологиям (2024)
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Авторы: Гафаров Анар Арифович

Введение. В статье описываются прогрессивные, авангардные методологии преподавания современных сетевых технологий, в том числе рассматриваются различные электронные средства обучения и дифференцированный модульный подход.

Постановка задачи. Цель статьи заключается в обосновании необходимости разработки специальной методики преподавания современных сетевых технологий с применением электронных средств обучения.

Методика и методология исследования. Использование модульного подхода в процессе подготовки будущих учителей информатики позволяет индивидуально отнестись к каждому учащемуся, детально выявить уровень его знаний по всем темам. Следовательно, такая методология дает возможность определить, какие темы слабо усвоены учащимся и каким вопросам нужно уделить больше внимания. Например, задачи на вычисление количества информации, скорости приема и передачи информации в некоторой степени проблематичны для учащихся. Решение таких задач следует сопровождать приведением различных реальных фактов, показывая схемы перехода между единицами информации. В этих и других вопросах важно использовать современные электронные доски, проекторы и другие мультимедийные технологии для повышения интереса учащихся.

Результаты. Современные сетевые технологии играют важную роль в повседневной жизни. Каждый человек пользуется интернет-услугами, поддерживает связь с родными и близкими, делает различные заказы через интернет. Для правильной и повсеместной организации всех запланированных заданий требуется знание современных сетевых технологий, как технических, так и программных. В этом плане можно значительно сократить время на решение тех или иных задач, сэкономить материальные расходы на решение насущных проблем. Итак, научная новизна статьи состоит из разработки принципиально новой методики преподавания сетевых технологий на базе дифференцированного модульного подхода с применением электронных средств обучения. Такая методика имеет исключительное значение в подготовке высококвалифицированных специалистов и будущих учителей информатики.

Выводы. Очень важно использовать различные интерактивные средства (электронную доску, проекторы, специально подготовленные презентации) для повышения наглядности и уровня заинтересованности учащихся. Необходимо разработать модульный подход с последовательным усвоением учебного материала и параллельным тестированием знаний и умений учащихся.

Сохранить в закладках
Особенности цифровизации научно-технологической и экономической информации в современных условиях приборостроения (2024)
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Авторы: Павленко Валерия Александровна, Петров Павел Вадимович

Цель статьи – обратить профессиональное внимание на особенности и трудноразрешимые проблемы, связанные с цифровизацией научно-технологической и экономической информации. Цифровизация – есть реалия, которую невозможно игнорировать и необходимо принять как неизбежность на современном этапе развития общества, в том числе его информационной составляющей. Но при этом эта тенденция не является надуманной и искусственно созданной. Цифровизация оправдана многими объективными обстоятельствами, и задача состоит в том, чтобы ее выполнить успешно с наименьшими издержками. Как оказалось, эта задача не формальная, которая требует творческого и в ряде случаев избирательного подхода с учетом степени готовности к этому объектов цифровизации. В статье перечисляются основные особенности и проблемы, связанные с цифровизацией технической информации и определяются перспективные пути ослабления этих проблем.

Сохранить в закладках
Подготовка аграрных кадров в соответствии с требованиями нового технологического уклада «Агротех 4,0» (2024)
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Авторы: Гааг Андрей Викторович

Введение. В современных условиях темпы роста аграрного производства в Российской Федерации зависят от своевременности перехода традиционной экономики сельского хозяйства к новому экономическому укладу, опирающегося на инновационные технологии. В экстремальных географических и климатических условиях, характерных для России, производство дешевых и качественных продуктов возможно лишь на основе эффективной сельскохозяйственной экономики, базирующейся на развитии человеческого капитала. Поэтому переход аграрной сферы к инновационному развитию требует коренного изменения подхода к профессиональной подготовке сельскохозяйственных рабочих. Сегодня инновационные сельскохозяйственные предприятия сталкиваются с проблемой оперативного обеспечения кадрами, готовых продуктивно действовать в непредвиденных ситуациях завтрашнего дня. Действующие же на профессионально-образовательном ландшафте организации СПО аграрного профиля в подготовке рабочих кадров ориентируются не на компетенции будущего, а в лучшем случае на сегодняшние образцы сельскохозяйственной деятельности. В результате сложилась противоречивая кадровая ситуация, которая ограничивает развитие сельскохозяйственной экономики. В связи с этим нужны новые законодательные инициативы, которые позволили бы осуществить глубокую интеграцию средних профессиональных образовательных организаций и инновационных сельскохозяйственных предприятий. Кроме того, создание интегрированных профессионально-образовательных систем должно опираться на современные требования к содержанию, формам и методам профессионального обучения.

Постановка задачи. В настоящей работе, в первую очередь, рассматриваются научные подходы к разработке содержания профессионального обучения в интегрированной образовательно-производственной среде.

Методика и методология исследования. В частности, обосновывается актуальность опережающего, деятельностного, интегрального, компетентностного, модульного и воспитательного подходов в создании эффективной системы профессионального обучения.

Результаты. Особое внимание уделено формированию у обучающихся позитивного мотивационно-ценностного отношения к сельскохозяйственной деятельности в интегрированной образовательно-производственной среде. Детально очерчены формы обучения, в которых эффективно организуется интегрированное профессиональное обучение в образовательной организации и на рабочих местах сельскохозяйственного предприятия. Подробно описаны функции участников образовательного процесса на этапе как планирования, так и реализации профессионального обучения. Наряду с этим указаны зоны ответственности преподавателей образовательных организаций и мастеров-наставников на производстве. Не остались без внимания даже структурные компоненты учебных дней в образовательной и производственных организациях. Описаны методы обучения, наиболее полно учитывающие специфику профессионального обучения в интегрированной образовательно-производственной среде: метод проектов, метод рабочих замыслов, метод руководств, метод обучения через действие, метод развивающейся кооперации. Обосновано применение этих методов для усиления практической подготовки обучающихся. Показана роль демонстрационного экзамена в определении уровня владения обучающимися профессиональными компетенциями и их составляющими, особенно практическим опытом.

Выводы. С учетом требований профессионального и образовательного стандартов разработаны рекомендации по организации и управлению интегрированным процессом профессионального обучения. Указаны принципы управления: системности и целостности; объективности и полноты информации; ориентации на цель и задачи профобучения, отражающие требования, выработанные профшколой совместно с предприятием; непрерывного повышения качества образовательного процесса и условий его организации; вовлечения производственников, преподавателей и обучающихся в процесс управления интегрированной моделью профессионального обучения; полисубъектности потребителя. С учетом вышеперечисленных принципов спроектирована схема управления интегрированным профессиональным обучением и определены управленческие функции для каждого блока этой схемы.

Сохранить в закладках
Мультипотенциальные способности будущих педагогов и их трансформация в слэш-людей (2024)
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Авторы: Гарифуллина Айсылу Маратовна

Введение. Рассматривая проблему развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе, мы обратили внимание на различные исследования, связанные с изучением этого понятия, его структурного содержания, механизмов формирования способностей и т. д. В этой связи мы провели анализ основных составляющих понятия «мультипотенциальность педагога»: «способности», «идентичность», «профессиональное самоопределение», «саморазвитие», и «мультипотенциальность студентов вуза». Мультипотенциальность – это способность человека развивать параллельно либо последовательно два и более структурированных вида деятельности на протяжении трудоспособного периода жизни. Временной отрезок, организованный человеком согласно основным принципам мультипотенциальности, определен как индивидуальный жизненный проект. Идея возникновения слэш-человека напрямую связана с мультипотенциальностью. Современный человек и его многозадачность являются серьезным испытанием профессиональных возможностей педагога. В настоящих реалиях к будущему педагогу предъявляются повышенные требования, поскольку есть необходимость не только во владении воспитательно-образовательным процессом, но и в проявлении инициативности в вопросах организации различных процессов в образовательном учреждении.

Постановка задачи в процессе развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов позволяет определить наиболее важные этапы в деятельности педагогов образовательных организаций на различных его ступенях. На первый взгляд структура мультипотенциальности не может сразу стать понятной, к примеру, студент-бакалавр с техническим образованием обнаруживает, что не хочет идти на производство, но хочет продолжить учительскую династию, или человек, получивший базовое педагогическое образование, понимает, что не может организовать детей, да и не хочет, потому что изначально ошибся с выбором профессии. Таких ситуаций множество. Способность к мультипотенциальности является преимуществом, поскольку предоставляет выбор для самоопределения.

Методика и методология исследования. В результате специально подготовленного, авторского опросника и применения метода инверсии нами было выявлено, что для успешной профессиональной деятельности необходимо точное понимание своего призвания, а в дальнейшем и профессиональной пригодности. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные исследования в области мультипотенциальности, сказывающиеся на «самости» человека: самоопределении, самоактуализации, самореализации. Цель – изучить мультипотенциальные особенности и способности будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Исходя из цели нами выделена главная задача исследования, которая заключается в определении профессиональных компетенций и их значимости для развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов.

Результаты. В процессе прохождения исследования получены результаты, которые позволили определить, что тех, кто уверен в выбранной профессии на бакалавриате, гораздо больше, чем в магистратуре. Этот результат позволил сделать вывод: чем моложе респонденты, тем они более уверены в выбранной траектории развития. Среди магистрантов было гораздо более сомневающихся студентов. По мнению большинства респондентов-магистров, это обусловлено тем, что зачастую приобретенный опыт мешает быть объективным в процессе самореализации мультипотенциальных способностей.

Выводы. Мультипотенциальность является отличным инструментом процесса становления личности. Студент, выбравший определенный профиль, при желании может трансформировать свои знания и из так называемых «hard skills» («твердые навыки», то есть базовые, ключевые знания) в «soft skills» («мягкие навыки» – те знания, которые можно переквалифицировать/подстроить под нечто более прогрессивное и актуальное на текущий период).

Сохранить в закладках
Искусственный интеллект в изменении педагогического дизайна (2024)
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Авторы: Черных Сергей Иванович

Введение. В статье исследуются основания изменения педагогического дизайна под влиянием приложений искусственного интеллекта (ИИ), внедряемых в образовательные практики. Автор в качестве основного тезиса утверждает мысль о том, что активное внедрение приложений ИИ в образовательный процесс приводит к «размыванию» субъектности обучающихся и обучаемых, а также к «становлению» ИИ как «третьего субъекта» в традиционном дуальном образовательном взаимодействии. Постановка задачи. Актуальность рассмотрения указанной проблемы связывается с неопределенностью последствий внедрения ИИ в процессы обучения, снижением «качества» личного выбора индивида, а также понижением индекса его ответственности.

Методика и методология исследования. В статье показано, что современные изменения образовательного пространства, как глобального, так и российского, связаны с рядом факторов. Изменение традиционной архитектуры, трансформация ценностей и смыслов, универсализация образовательных стандартов в сочетании с индивидуализацией образовательных траекторий, активно идущая «эмиграция» в виртуальный мир – все это дифференцирует образовательное сообщество, разрушая его социокультурную идентичность.

Результаты. В статье акцентируется положение о том, что воздействие ИИ на изменение всей архитектуры обучения не только требует новой дидактики, но и принципиально изменяет весь педагогический дизайн. Сокращение так называемой «рутинной работы» (то есть той, которая легче поддается алгоритмизации): поиск информации, создание первичных текстовых и визуальных материалов, «подсказка рациональных выборов» актуальных целеполаганий и целереализаций и т. д., способствует «замене» многих характеристик в объеме субъектности индивида. Это буквально отрывает обучение от воспитания и тем самым лишает образование целостного обоснования как платформы его единства.

Выводы. Виртуализация мышления и познавательных потенций определяет явную противоречивость в векторах трансформации образовательных взаимодействий. Если первый вектор направлен на интенсификацию технологий обучения через ИИ как «инструмент», то второй содержит условия для «размывания» ответственности субъектов образования через ее «подмену и перекладывание» на обезличенных субъектов-аватаров.

Сохранить в закладках