Архив статей журнала

Осмысление целей образования в социально-экологической перспективе (2024)
Выпуск: Т. 14, № 3 (2024)
Авторы: Рахинский Дмитрий Владимирович, Панасенко Галина Васильевна, Мельникова Татьяна Витальевна, Минеев Валерий Валерьевич, Штумпф Светлана Петровна

Введение. В статье рассматриваются особенности подходов к осмыслению вопросов философии образования, основанные на принципах и данных социальной экологии. Подобные энвайронменталистские подходы, предвосхищенные еще в работах Э. Геккеля, активно развиваются на сегодняшний день, что находит свое выражение, в частности, в существовании специализированных периодических изданий и формировании особых тематических пространств обсуждения.

Постановка задачи. Авторами предпринимается попытка выявления социально-философских оснований энвайронменталистских подходов к образованию. В центре представленного в статье рассмотрения находятся энвайронменталистские суждения, касающиеся вопроса о целях образования.

Методика и методология исследования. Для решения поставленной задачи авторами осуществляется содержательно-критический и компаративный анализ энвайронменталистских решений, представленных в отечественной и зарубежной литературе.

Результаты. Показано, что с социально-философской точки зрения небезынтересным представляется энвайронменталистское понимание соотношения сфер общественной жизни. Многими из сторонников этого направления высказываются критические суждения относительно влияния экономических социальных институтов на функционирование общества и его развитие. Экологические проблемы, на поиск решения которых направлены и предлагаемые энвайронменталистами трансформации образования, детерминируются, с их точки зрения, социальными факторами. Фактически экологическая тематика используется энвайронменталистами для аргументации различных взглядов на образование, основанных на отличающихся установках не только теоретического, но и политического характера.

Выводы. Осуществленное рассмотрение показывает, что энвайронментализм и социально-экологическую философию образования целесообразно рассматривать как тематически однородный комплекс содержательно различающихся решений. Подобные подходы представляют собой результат рефлексии классической проблематики философии образования с помощью «экологических» ценностных и когнитивных установок.

Сохранить в закладках
Цель образования как объект социально-философского изучения (2024)
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Авторы: Рахинский Дмитрий Владимирович, Панасенко Галина Васильевна, Минеев Валерий Валерьевич, Штумпф Светлана Петровна, Михайличенко Александр Геннадьевич

Введение. Представленное в статье исследование ориентировано на выявление наиболее значимых аспектов проблематики целей образования. Рассматриваются существующие способы понимания целей образования, делаются выводы относительно их отличительных особенностей. Показана связь проблематики цели образования с другими аспектами философской рефлексии образования: вопросами об определении образования и критериях оценки образовательных результатов.

Постановка задачи. В работе ставится задача обобщения современных социально-философских представлений о целях образования. Авторы придерживаются позиции, согласно которой возникновение, изменение, функционирование целей образования преимущественно детерминируются социальными факторами.

Методика и методология исследования. В ходе осуществления исследования использовались методы содержательного и сравнительного анализа отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблематике целей образования.

Результаты исследования. Освещаются значимые вехи развития осмысления проблематики целей образования в социально-философском ключе. Рассматривается содержание нормативного подхода к пониманию целей образования, развитого Р. С. Питерсом, а также связи его концепции цели образования с пониманием образования как инициации. Анализируются новшества функционалистского подхода к пониманию целей образования. Показана значимость разграничения типов целей, фигурирующих в образовательном контексте. Воспроизводятся некоторые из позиций, касающихся обусловливания целей образования влиянием иных социальных институтов: политических, экономических.

Выводы. Авторы склоняются к представлению о многомерности цели образования, ее комплексности. Ими подчеркивается ограниченность бинарных классификаций образовательных целей. Рассмотрение с таких позиций позволяет заключить, что вопрос о целях образования является одним из приоритетных для социально-философской рефлексии образовательной реальности.

Сохранить в закладках
Профессиональные коммуникации в функциональном пространстве образовательного суверенитета России (2024)
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Авторы: Пискорская Светлана Юрьевна, Городищева Анна Николаевна, Стрельникова Светлана Вячеславовна, Пискорский Денис Максимович, Рахинский Дмитрий Владимирович

Введение. В статье обосновывается необходимость формирования новой концепции суверенизации отечественного профессионального образования как самодостаточной системы, опирающейся на актуальное историческое наследие и прогнозный анализ основных тенденций развития общества. Утверждается необходимость трансформации высшего профессионального образования для формирования нового качества образовательных программ и оценки профессиональных навыков и компетенций выпускников, ориентированных на решение новых задач, соответствующих современной государственной политике Российской Федерации.

Постановка задачи. Выявление основных критериев, необходимых для построения новой модели суверенного образовательного пространства, в частности расширение спектра профессиональной подготовки, в том числе в сфере информационных технологий в рамках всероссийского проекта «цифровых кафедр», и ориентация на отечественных работодателей и отечественные технологии с целью формирования технологического, производственного и образовательного суверенитета России.

Методика и методология исследования. Новое качество образовательных программ и практик невозможно без нового подхода к его оценке, которая осуществляется посредством совместной работы университетов, профильных органов государственной власти и профессионального сообщества. В качестве примера рассмотрена система внутреннего мониторинга образовательных программ ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева».

Результаты. Анализ критериев оценки качества образования высших учебных заведений (как внутреннего мониторинга образовательных программ), профильных органов государственной власти (как аккредитационного мониторинга) и профессионального сообщества (посредством профессионально-общественной аккредитации) позволил выявить готовность университетского и профессионального сообществ к формированию нового качества образования, основанного на взаимно эффективных профессиональных коммуникациях.

Выводы. Рассмотренные критерии оценки качества образования соответствуют критериям, необходимым для построения новой модели образовательного пространства в части расширения спектра профессиональной подготовки и ориентации на отечественные технологии и работодателей для обеспечения приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами.

Сохранить в закладках