Архив статей журнала

Проектирование инновационной модели содержания образования на традиционных ценностях народной культуры в условиях взаимодействия общего и дополнительного образования (2024)
Выпуск: Т. 14, № 2 (2024)
Авторы: Байтуганов Владимир Иванович

Введение. Актуальность статьи определяется задачами сохранения ценностей народной культуры как источника социальных преобразований в нашем обществе для его стабильного функционирования и развития. В статье рассмотрены организационно-педагогические условия содержания образования, основанного на ценностях народной культуры, включая структуру, учебные планы и программы, предметы и предметные циклы для разных уровней как школьного, так и дополнительного образования, а также их взаимодействие.

Постановка задачи. Задачей работы является обоснование инновационной модели содержания образования – Школы народной культуры как ценностной во взаимодействии общего и дополнительного образования, а также проектирования ее компонентов для начального общего и среднего образования. Обосновывается этнокультурный образовательный стандарт для Школы народной культуры.

Методика и методология исследования. Содержание образования, основанное на ценностях народной культуры, рассмотрено в контексте культурологического, аксиологического и системного подходов. Определяются критерии и принципы отбора содержания образования на традициях народной культуры, а также организационно-педагогические условия построения модели содержания образования.

Результаты. Выявлены группы актуальных ценностей народной культуры: семьи, труда и общественного служения, входящие в данные уровни образования. Уточнено понятие содержания образования в народной культуре, определены дидактические факторы народной культуры, входящие в структуру модели содержания образования. Разработаны составные компоненты фундаментального ядра этнокультурного образовательного стандарта для Школ народной культуры.

Выводы. Процесс формирования ценностных ориентаций на традициях народной культуры последовательно включает в себя: 1) введение обучающихся в мир традиционной культуры посредством создания в начальной школе классов народной культуры; 2) знакомство с особенностями народной культуры через создание творческих коллективов из обучающихся среднего звена школы; 3) включение старшеклассников посредством создания исследовательских групп в понимание философских основ народной культуры.

Сохранить в закладках