ISSN 2713-2714 · EISSN 2713-2722
Язык: ru

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО УРАЛА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Архив статей журнала

РИНАТ АХМЕТОВ. ОПЫТ МЕТАМОДЕРНА, ВОПЛОЩЕННЫЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТЕ «ЗА ЗАБОРОМ» (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: ЛОБАЦКАЯ РАИСА МОИСЕЕВНА

Статья посвящена исследованию творчества Рината Ахметова и его художественного проекта «За забором» с позиций эстетики метамодерна. Показана двойственная эмоционально-интеллектуальная основа его произведений. Все работы проекта базируются на художественных алогизмах - главном эстетическом принципе метамодерна, на размытых границах реалий и их симуляций. Язык, с помощью которого художник ведет диалог со зрителем, обретает особую выразительность за счет удачного смешения техник живописи, графики, коллажа с использованием разнообразных материалов: масла, акрила, потали, состаренного или обожженного дерева, разных по составу, цвету и фактуре металлов.

Сохранить в закладках
АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ «ЗАРЯ» В 2023 ГОДУ: МУЗЕЙНОЕ ЗНАНИЕ, МАГНИТНОЕ ПОЛЕ И СПУТНИКИ ОДНОЙ ОРБИТЫ (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: ГАПОНЕНКО ЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

Статья посвящена итогам работы арт-резиденции «Заря» во Владивостоке. В 2023 г. «Заря» после долгого перерыва вновь приняла резидентов из центральной части России, а также с Дальнего Востока страны. Все художники работают в разных медиа: сестра и брат Яна и Ильяс Джан-Ша - поэтесса и музыкант; Елизавета Наркевич - живописец, коллажистка и поэтесса; Александр Дашевский - живописец и куратор; Ярослава Комиссарова - стрит-артистка; Кирилл Гаршин - живописец. Гостями стали и два иностранных художника: Манту Дас из Индии - живописец, работающий также в технике световой инсталляции, и Айша Джанна Мюллер из Италии - фотограф и видеохудожница. Анализируется содержание творческой работы авторов, истоки возникновения идей.

Сохранить в закладках
ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИЦ ПАНЬ ЮЙЛЯН И ЛУ СЯОМАНЬ КАК СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВОСТОКА И ЗАПАДА (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: ГУАН КУН

Статья посвящена характеристике творческого наследия наиболее ярких и известных китайских художниц Пань Юйлян (1895-1977) и Лу Сяомань (1903-1965). Автор характеризует особенности их стиля на разных этапах творчества и доказывает, что индивидуальный почерк указанных женщин явился результатом многолетних смелых экспериментов в области живописи. Они развивали свое творчество в направлении соединения художественных и культурных традиций Европы и Китая. Стиль работы этих первых китайских художниц сформировался в русле органичного соединения европейской станковой масляной живописи с традиционной эстетикой и техникой уникальной китайской живописи гохуа. Живописное наследие этих творческих личностей может быть расценено как значительное художественное открытие, оказавшее революционное воздействие на дальнейший генезис китайского изобразительного искусства ХХ и ХХІ в.

Сохранить в закладках
У ВЭЙШАНЬ: МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЗАЛ ЖЕРТВАМ НАНКИНСКОЙ РЕЗНИ ВО ВРЕМЯ ЯПОНСКОГО ВТОРЖЕНИЯ В КИТАЙ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: ЛИЧЖУАН ШАНЬ

С 1990-х гг. ХХ в. скульптура Китая развивается быстрыми темпами. Некоторые художники заимствуют выразительные формы западной пластики и соединяют их с китайской тематикой. Скульптор У Вэйшань ( 吴为山 ) (род. 1962) имеет яркий индивидуальный стиль, но также мастерски применяет западноевропейский опыт. В данном исследовании с использованием иконографического анализа и метода сравнения проанализированы скульптуры У Вэйшаня из мемориального комплекса, который сегодня имеет мировое признание. Проведено сопоставление его произведений с работами ведущих скульпторов импрессионистического направления. На примере мемориального комплекса рассмотрено развитие художественного творчества У Вэйшаня и выявлены формальные истоки его скульптур.

Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СИБИРИ СЕРЕДИНЫ ХХ - НАЧАЛА ХХI В.) (I ЧАСТЬ) (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: СЕРИКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Статья посвящена изучению художественного освоения действительности в изобразительном искусстве. Исследование проводилось на материале пейзажных (часть 1), портретных и сюжетно-тематических живописных произведений (часть 2). В ходе работы использовались экзистенциальный и феноменологический подходы. В рамках последнего произведение живописи рассматривалось как феномен, а автор как его творец. Акцентировано внимание на проблеме восприятия образного содержания картины, взаимосвязь и взаимозависимость как между зрителем и изображением, так и между автором и созданным им произведением. Выявлено, что импульсом к появлению картины или скульптуры является стремление к познанию объективной и субъективной реальностей. Было подтверждено, что художник старается наиболее достоверно на основе принципов художественной правды показать действительность, инициировать процесс творчества, создать новое, не существовавшее прежде, придав субъективную окраску воспринимаемой им реальности. Было доказано, что произведение искусства визуализирует прежде всего внутреннюю, субъективную реальность самого творца, а также позволяет сделать это и реципиенту.

Сохранить в закладках
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ В МАТЕРИАЛЬНОМ: КОЛЛЕКЦИЯ ЧАУНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: ШВЕЦ-ШУСТ ВАЛЕРИЯ ЮРЬЕВНА

Статья посвящена формам работы с наследием коренных народов Чукотки. Исследуется структура коллекции, методы ее презентации, особенности экскурсионной и методической деятельности, проводимой в Чаунском краеведческом музее.

Сохранить в закладках
ОДИССЕЯ ЕВГЕНИЯ ДИМУРЫ: НЕСКОЛЬКО НАБРОСКОВ К ПОРТРЕТУ ХУДОЖНИКА-МАРИНИСТА (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: ВАРЛАМОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Исследование посвящено 95-летию Евгения Федоровича Димуры (1929-2004), члена Союза художников СССР, графика-мариниста, первооткрывателя темы труда дальневосточных китобоев и суровой природы Антарктиды в советском искусстве. Цель статьи - дать общую характеристику творчества, проанализировать основные темы, мотивы и стилистику произведений, хранящихся в Приморской государственной картинной галерее. Дополнена и уточнена творческая биография художника. Выявлена роль Е. Ф. Димуры в представлении приморского искусства в масштабах нашей страны и за рубежом. Исследование основано на коллекции и архиве КГАУК «Приморская государственная картинная галерея», архиве Приморского краевого отделения ВТОО «Союз художников России».

Сохранить в закладках
ЭКСЛИБРИСЫ В СОБРАНИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: ЛАПТЕВА ВЛАДА ИГОРЕВНА

Статья посвящена истории формирования и обзору коллекции экслибрисов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Рассматриваются два крупных поступления советских книжных знаков, полученные от коллекционера, исследователя и художника С. Г. Ивенского (1924-2021), а также более поздние включения в собрание современных отечественных и зарубежных авторов. На примере анализа миниатюрных форм графики, коими являются экслибрисы, прослеживаются отдельные аспекты развития графического языка.

Сохранить в закладках
ОБРАЗ ЮНОСТИ В МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ КЕМЕРОВА (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ВИТРАЖЕЙ С. М. ОДИНЦОВА) (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: КОРНЕВА ВИКТОРИЯ АЛЕКСЕЕВНА

Статья посвящена исследованию творческого наследия кемеровского художника-монументалиста С. М. Одинцова. Представлен художественно-стилистический анализ знаковых работ монументалиста в идеологическом контексте. Рассматривается создание обобщенного образа юности в витражном искусстве советского времени. Исследуется вопрос переосмысления античной традиции - создания идеализированного образа человеческого тела.

Сохранить в закладках
СКУЛЬПТУРА В. В. ТРЕСКИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЕМЕРОВА (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: ПОПОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА, МОТОВИЛОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА

В статье проанализированы особенности художественного образа в трех произведениях кемеровского скульптора Валерия Васильевича Трески: памятник бездомной собаке (2008), «Мать» (2011) и мемориал воинам-кузбассовцам, погибшим в локальных вооруженных конфликтах (2004). При сравнении авторских приемов обработки материалов в скульптуре станковых и монументальных форм делается вывод о творческом методе В. В. Трески. В рассматриваемых произведениях прослеживается связь с традициями реализма. Опираясь на характерные для мастера приемы - формовка объема гранями, использование негативного пространства, - авторы доказывают сближение его творчества и с модернизмом. В ходе исследования раскрыта идейная общность проанализированных скульптур - ориентация на гуманистические принципы современного бытия. Все произведения отличает эмоциональная наполненность образа, обращение к состраданию и человеколюбию. В заключение выявлена связь созданных В. В. Треской скульптур с городским пространством: расположенные вдоль популярных пешеходных маршрутов, они активно взаимодействуют со зрителем, возрождая в горожанине человечность.

Сохранить в закладках
ОБРАЗ НОВОКУЗНЕЦКА ГЛАЗАМИ СТРИТ-АРТ-ХУДОЖНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФЕСТИВАЛЯ «НЕДЕЛЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА») (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: МЕДВЕДЕВА АНГЕЛИНА БОРИСОВНА

Статья посвящена уличному искусству Новокузнецка. Проводится анализ произведений, идейное содержание которых связано с локальной спецификой места. Рассматриваются темы и способы, с помощью которых авторы муралов включают свои работы в контекст жизни города.

Сохранить в закладках
ГОРОД ГОВОРИТ: О СПЕЦИФИКЕ ЯЗЫКА УФИМСКОГО ПАБЛИК-АРТА (2024)
Выпуск: № 1 (18) (2024)
Авторы: КОРОЛЕВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ

В статье рассказывается об основных тенденциях развития паблик-арта в Уфе - темах, направлениях, особенностях развития. Формирование актуального ланд-шафта в этой сфере началось в столице Башкортостана около 15 лет назад. С одной стороны, за последние несколько лет создание арт-объектов идет более быстрыми темпами, с другой - в отношении жанра и стиля эти работы почти не изменились.

Сохранить в закладках