Архив статей журнала

Возможности и вызовы использования современных цифровых технологий в государственном управлении (2025)
Выпуск: № 6 (2025)
Авторы: Деханова Наталья Геннадьевна, Холоденко Юрий Александрович

Целью настоящей статьи является анализ как возможностей использования цифровых технологий в государственном управлении, так и возникающих в условиях цифровой трансформации рисков. В данной связи авторы акцентируют внимание на противоречивом характере влияния глобальной цифровой революции и на государство и принимаемые им решения, и на практики социального взаимодействия в обществе в самых различных сферах (трудовой сфере, образования, здравоохранения и т. д.). Цифровая среда не только меняет способы и характер взаимодействия государства с гражданами, но и трансформирует внутреннюю систему принятия управленческих решений, делая ее более прозрачной и гибкой. Цифровые сервисы и технологии активно меняют государственное и муниципальное управление, неся как несомненные преимущества, например, повышая эффективность, прозрачность и доступность услуг для граждан, так и риски: увеличение цифрового неравенства, исчезновение приватности, цифровой контроль, этические проблемы, риски утечки персональных данных и пр. Основной методологической базой исследования выступают теоретические научные методы, системный подход. Междисциплинарный характер исследования в рамках обозначенной проблематики требует привлечения как данных международной и отечественной статистики, так и социологических исследований. Авторами предпринята попытка комплексного анализа возможностей и рисков использования цифровых инструментов в системе государственного управления. Авторы подробно останавливаются на анализе ключевых сервисов и технологий, используемых в государственном управлении в условиях цифровой среды. Тот факт, что последние годы в государственном управлении цифровая парадигма становится доминирующей, пройдя в своем развитии несколько этапов, подтверждают данные межстрановых исследований индекса развития электронного правительства. На практике в разных странах реализуются различные версии цифровой трансформации, подготовлены и реализуются стандарты (модели) зрелости цифрового госуправления, однако движение происходит в одном направлении. В данной связи авторы приходят к выводу о целесообразности дополнения понятия «цифровая зрелость» оценкой эффектов и рисков цифровизации государственного управления гражданами и бизнесом как важнейшими ее бенефициарами, в том числе и в отношении цифровизации взаимодействия граждан, бизнеса и государства. Цифровизация государственного управления - неизбежный процесс, который требует баланса между инновациями, безопасностью и социальной инклюзивностью.

Сохранить в закладках
Социальные механизмы регулирования трудовых отношений в цифровой среде (2025)
Выпуск: № 4 (2025)
Авторы: Деханова Наталья Геннадьевна, Холоденко Юрий Александрович

Целью настоящей статьи является анализ социальных механизмов регулирования трудовых отношений в цифровой среде. Авторы акцентируют внимание на том факте, что одной из наиболее важных социальных функций современного государства выступает регулирование социально - трудовых отношений. Однако кроме государства, в социально - трудовой сфере действуют многочисленные институциональные регуляторы, в различной степени оказывающие влияние на социально-трудовые отношения. В цифровой среде механизмы институционального регулирования социально - трудовых отношений трансформируются с учётом новых реалий. Активное внедрение современных цифровых технологий ведёт к изменению рабочих процессов, автоматизации и роботизации производства, профессиональной структуры, появлению новых форм занятости. Однако силу несовершенства механизмов регулирования новых форм занятости в цифровой среде они находятся в менее стабильных условиях, нежели традиционные формы работы. Основной методологической базой исследования выступают теоретические научные методы, системный подход. Междисциплинарный характер исследования в рамках обозначенной проблематики требует привлечения значительного количества данных международной и отечественной социально-экономической статистики. Проводится сравнительный анализ рисков и преимуществ новых форм занятости в условиях цифровой среды, институциональных механизмов их регулирования. Авторы подробно останавливаются на анализе новых форм занятости в условиях цифровой трансформации: дистанционной работе, платформенной и мобильной занятости, фрилансе, а также получающих все более широкое распространение шеринговых формах занятости, аутсорсинге и аутстаффинге. Новые практики трудовой деятельности имеют как достоинства, так и недостатки. Отсутствие эффективной системы как государственного регулирования, так и общественного контроля в этой сфере может привести и к реальному ущемлению трудовых и социальных прав занятых, и к увеличению рисков для государства: криминализации социально - трудовой сферы, сокращению доходов государственного бюджета, созданию дополнительных сложностей для системы социального страхования и пенсионного обеспечения, актуализации «проблемы безбилетника». Авторы приходят к выводу, что глубокие перемены, происходящие в социально - трудовой сфере требуют выработки новых комромиссных решений, нестандартных институциональных механизмов, обеспечивающих регулирование трудовых отношений, адекватных динамично развивающейся цифровой среде. В статье анализируется опыт институционализации таких механизмов в нашей стране.

Сохранить в закладках
Платформы искусственного интеллекта в сфере образования (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Косоруков Артем Андреевич

Современные платформы искусственного интеллекта (ИИ) оказывают значительное влияние на образование, они становятся полноценным инструментом профессиональной деятельности, способным оптимизировать процессы обучения и образовательного администрирования. Внедрение ИИ в сферу образования направлено на повышение эффективности, персонализацию подходов и автоматизацию рутинных задач. Предметом настоящего исследования является применение ИИ-платформ в образовании, их влияние на качество предоставляемых услуг и эффективность учебных процессов в контексте платформенной интеграции. В образовательной сфере рассматриваются ИИ-платформы, включая платформы адаптивного обучения Knewton, DreamBox Learning, Civitas Learning, IBM Watson Education, платформы прокторинга ProctorU, ExamSoft, платформы проверки качества письменных работ Turnitin, Grammarly, платформы оценки творческих работ Edsight и Automated Essay Scoring. В рамках исследования осуществляется обработка данных онлайн-опроса российских экспертов, представляющих ВУЗы из 8 федеральных округов и имеющих опыт работы с данными ИИ-платформами. Применяется метод сравнительного анализа, выявляющий общие и отличительные особенности ИИ-платформ на основе специальных критериев, интегральная оценка которых лежит в основе ранжирования платформ. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном анализе применения ИИ-платформ в такой социально значимой области как образование. В отличие от системных подходов Кащук С. М. или Омодан Б., исследование охватывает специальные вопросы автоматизированного принятия решений и оценки его эффективности в реальных условиях. Важным вкладом данного исследования является анализ механизмов адаптации ИИ к индивидуальным потребностям пользователей, что является ключевым фактором успешной платформенной интеграции данных технологий. Экспертный опрос на основе анализа таких специальных критериев как адаптивность, интерактивность, функциональность, эффективность, доступность, интеграция и инновационность по шкале «низкая -умеренная - средняя - высокая» позволяет провести интегральную многокритериальную оценку платформ по совокупности всех критериев, построить рейтинг платформ, выявить наиболее перспективные ИИ-платформы (по интерактивности и инновационности - DreamBox Learning, по адаптивности и функциональности - Knewton), а также обозначить направления преодоления их ограничений.

Сохранить в закладках