Архив статей журнала
В условиях цифровизации и глобализации наблюдается рост интереса к аналоговым формам коммуникации, среди которых посткроссинг занимает особое место как форма медленной, материальной и символически насыщенной межличностной коммуникации. Предмет исследования: коммуникативные процессы и социокультурные механизмы, формирующиеся в результате практики посткроссинга, включая роль символического обмена в преодолении культурных барьеров и развитии межкультурных взаимодействий. Объект исследования: посткроссинг как глобальная социокультурная практика, представляющая собой форму межкультурной коммуникации, организованную через обмен почтовыми открытками между участниками из разных стран. Цель исследования заключается в выявлении социокультурного потенциала посткроссинга как формы межкультурной коммуникации и инструмента социальной интеграции в условиях глобальных вызовов. В исследовании особое внимание уделено вопросу о формировании глубокой эмоциональной связи благодаря посткроссингу. Методологической основой исследования выступает интерпретативный подход с использованием методов структурированного интервью (n = 39) и анкетного опроса (N = 113 856, n = 384). Методика анализа данных основана на интерпретации анкетных данных (дескриптивная статистика, корреляции) и качественном анализе интервью (тематическое кодирование). Результаты исследования выявили, что посткроссинг выполняет коммуникативную, креативную, образовательную, интегративную и идентификационную функции, способствует разрушению культурных стереотипов, укреплению слабых социальных связей и формированию новых форм солидарности в глобальном обществе. В настоящей статье обосновано, что посткроссинг выступает в качестве медиатора межкультурного диалога и социальной эмпатии, а также как способ символического самовыражения и ритуализированной коммуникации. Практическое значение исследования заключается в возможности применения его результатов в социокультурной, образовательной и интеграционной практике, особенно в работе с молодежью и уязвимыми социальными группами. Новизна исследования заключается в многоаспектном анализе посткроссинга как современной формы социокультурной практики, способной компенсировать дефицит подлинного человеческого взаимодействия в цифровую эпоху. Впервые рассматриваеся влияние традиционного обмена открытками на межкультурные связи, идентичности и социальное взаимодействие в глобализированном мире. Настоящее исследование вносит вклад в развитие социологического понимания посткроссинга, расширяя существующие научные представления, которые фокусировались преимущественно на коммуникативном, культурологическом, педагогическом и лингвистическом направлениях.
В условиях современных вызовов и «внешних» угроз, выявление механизмов консолидации общества становится одним из критически важных направлений научного поиска. В свою очередь, это инициирует исследование такого объекта как социальный капитал. Поскольку именно его природа и элементы структуры в значительной степени способствуют объединительным процессам и поддержанию порядка в обществе. Цель исследования состоит в выявлении теоретико-методологических основ и актуальной структуры элементов для оценки социального капитала на макроуровне с учетом этнического разнообразия регионов и текущих условий России. Выделены базовые теории и их ведущие положения, имеющие основополагающее значение относительно исследования социального капитала макроуровня. Значительное внимание отведено выделению традиций и основных положения российских исследований социального капитала, обладающих теоретико-методологическим потенциалом для его исследования в региональных социумах с учетом особенностей функционирования применительно к условиям России. Работа основана на применении общенаучных методов, в том числе, синтеза и обобщения, а также на структурном подходе, методах системного и сравнительного анализа. В работе нашли отражение результаты теоретического и эмпирического исследования социального капитала полиэтничных обществ. Работа заключает операционализацию понятия социальный капитал полиэтничного общества, которая позволяет описать и оценить текущее состояние таких его структурных элементов как: уровень генерализованного, межличностного и институционального доверия, уровень толерантности между народами, уровень толерантности к мигрантам, гражданская и национальная идентичность, уровень гражданского участия. Также, в качестве примера практической реализации представленной методологии, в работе приведен фрагмент результатов социологического исследования, проведенного при участии автора, в одном из полиэтничных регионов России - Республике Башкортостан. Проведенное по описанной в работе методике исследование позволило заключить, что давление внешних угроз действительно способствует социальному единению и сплоченности региональных сообществ, как составных частей российского общества, о чем свидетельствует полученный тренд движения индикаторов социального капитала в сторону позитивной направленности.