Архив статей журнала
В настоящий момент проблема преодоления личностью последствий попадания в сложную (трудную) жизненную ситуацию, включая риск развития постравматического стрессового расстройства (ПТСР) является чрезвычайно актуальной, в том числе в связи с проведением СВО и иными социально-психологическими факторами. Предмет исследования - психологические закономерности, связанные с нахождением в трудной (сложной, стрессогенной) жизненной ситуации. Объект исследования - студенты МГУ им А. И. Куинджи (г. Мариуполь) и Герценовского университета (Санкт-Петербург). Целью настоящей работы является прояснение взаимосвязи степени риска развития ПТСР в трудной жизненной ситуации, сопряженной с нахождением в зоне военных действий, стратегий совладания, защитных механизмов и других проявлений личности, включая особенности сна и сновидений, а также идентификация соответствующих различий между жителями Мариуполя и Санкт-Петербурга. В рамках исследования использовались методы тестирования, анкетирования, математической статистики, интерпретации. В числе использованных методик: Опросник на скрининг ПТСР; методика А. Лазаруса «Стратегии совладающего поведения» (ССП); опросник структуры психологических защит М. Бонда, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера; Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Полученные результаты дают возможность подтвердить сделанные в рамках пилотажного исследования выводы, согласно которым высокий риск развития ПТСР взаимосвязан со стратегией «бегства-избегания» и неадаптивными защитными механизмами, и, напротив, развитие субъектности личности взаимосвязано со зрелыми стратегиями совладания и защитными механизмами. Также исследование показывает, что пережившие опыт нахождения на территории военных действий жители г. Мариуполь, в целом, и, в особенности, выбравшие профессиональную траекторию обучения психологии, выработали адаптивную модель совладания со стрессогенными факторами трудной (сложной) жизненной ситуации (в сравнении с жителями Санкт-Петербурга). Результаты исследования можно использовать как в практике психокоррекции личности и воспитательной работы, так и в области прикладной социальной психологии.