В настоящий момент проблема преодоления личностью последствий попадания в сложную (трудную) жизненную ситуацию, включая риск развития постравматического стрессового расстройства (ПТСР) является чрезвычайно актуальной, в том числе в связи с проведением СВО и иными социально-психологическими факторами. Предмет исследования - психологические закономерности, связанные с нахождением в трудной (сложной, стрессогенной) жизненной ситуации. Объект исследования - студенты МГУ им А. И. Куинджи (г. Мариуполь) и Герценовского университета (Санкт-Петербург). Целью настоящей работы является прояснение взаимосвязи степени риска развития ПТСР в трудной жизненной ситуации, сопряженной с нахождением в зоне военных действий, стратегий совладания, защитных механизмов и других проявлений личности, включая особенности сна и сновидений, а также идентификация соответствующих различий между жителями Мариуполя и Санкт-Петербурга. В рамках исследования использовались методы тестирования, анкетирования, математической статистики, интерпретации. В числе использованных методик: Опросник на скрининг ПТСР; методика А. Лазаруса «Стратегии совладающего поведения» (ССП); опросник структуры психологических защит М. Бонда, шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера; Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Полученные результаты дают возможность подтвердить сделанные в рамках пилотажного исследования выводы, согласно которым высокий риск развития ПТСР взаимосвязан со стратегией «бегства-избегания» и неадаптивными защитными механизмами, и, напротив, развитие субъектности личности взаимосвязано со зрелыми стратегиями совладания и защитными механизмами. Также исследование показывает, что пережившие опыт нахождения на территории военных действий жители г. Мариуполь, в целом, и, в особенности, выбравшие профессиональную траекторию обучения психологии, выработали адаптивную модель совладания со стрессогенными факторами трудной (сложной) жизненной ситуации (в сравнении с жителями Санкт-Петербурга). Результаты исследования можно использовать как в практике психокоррекции личности и воспитательной работы, так и в области прикладной социальной психологии.
Идентификаторы и классификаторы
В современном мире проблематика преодоления личностью трудных жизненных ситуаций с помощью защитных механизмов, а также стратегий совладания, становится все более актуальной [1-17]. Несмотря на значительное количество исследований в этой области, остается нерешенным вопрос об внутрилистной интеграции процессов саморегуляции, а также их ситуационная специфичность. В частности, данная проблематика проявляется в реакциях на стресс гражданского населения, ставшего свидетелями военных действий.
Список литературы
1. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-методическое пособие. СПб: Речь, 2010. 192 с.
2. Конокпаева И.С. Стратегии совладания студентов первого курса // Вопросы науки и образования. 2018. № 10 (22). С. 226-228.
3. Коржова Е.Ю., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я. Воспитательное значение личности и творчества Ф.И. Тютчева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12, № 3 (44). С. 38-41. DOI: 10.57145/27128474_2023_12_03_09
4. Коржова Е.Ю. Красота, спасающая мир: Личность и ее жизненный путь в творчестве Ф.М. Достоевского: монография / Коржова Е.Ю.; рецензенты: В.Е. Семенов, А.А. Гостев. Санкт-Петербург: Общество памяти игумении Таисии, 2021. 391 с.
5. Коржова Е.Ю. Роль самообразования в становлении личности (на примере жизненного пути и творчества Ф.М. Достоевского) // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 33, № 4. С. 382-389. DOI: 10.35634/2412-9550-2023-33-4-382-389
6. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург: Изд-во Русской христианской гуманитарной акад., 2006. 383 с.
7. Богачев А.М. Путь к Другому. О некоторых закономерностях практической психологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб: Астерион, 2019. 221 с.
8. Богачев А.М., Ермакова Н.Г. Фактор распространённости посттравматических стрессовых расстройств среди студентов г. Мариуполя // Психология и Психотехника. 2024. № 2. С. 1-12. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70023. DOI: 10.7256/2454-0722.2024.2.70023
9. Богачев А.М., Вялкова И.А., Рынгач Е.В. Восстановление исторической памяти и цивилизационная идентичность: программа “Связь времён” // Общество. Среда. Развитие. 2023. № 4(69). С. 199-204. DOI: 10.53115/19975996_2023_04_199_204
10. Богачев А.М., Бутенко Т.А., Ярославский А.Д. Отношение к значимой жизненной ситуации, субъектность и объектность, риск ПТСР и качество сна у представителей гг. Мариуполь и Санкт-Петербург // Психология и Психотехника. 2025. № 2. С. 29-48. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=74290. DOI: 10.7256/2454-0722.2025.2.74290
11. Богачев А.М., Высоцкая Ю.А., Винтонюк Т.Г. Психологические особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у мирного населения региона, подвергшегося локальным военным действиям (на примере г. Мариуполь) // Клиническая и специальная психология. 2024. Т. 13, № 3. С. 216-232. DOI: 10.17759/cpse.2024130311
12. Богачев А.М. Психология сновидений: обоснование и развитие синтетического подхода // Психология и Психотехника. 2024. № 3. С. 49-72. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71244. DOI: 10.7256/2454-0722.2024.3.71244
13. Богачев А.М., Вялкова И.А., Винтонюк Т.Г. Реабилитация лиц, переживших шоковую психологическую травму, методами глубинной экзистенциальной психологии // Психология и Психотехника. 2023. № 4. С. 26-47. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43580. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.4.43580
14. Богачев А.М. Синтетическая концепция работы со сновидениями: апробация в области психологической психотерапии и развития личности // Психология и Психотехника. 2024. № 1. С. 1-23. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43920. DOI: 10.7256/2454-0722.2024.1.43920
15. Богачев А.М. Фильмы ужасов и ночные кошмары: некоторые аспекты психологического анализа явлений // Психология и Психотехника. 2019. № 4. С. 39-49. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31301. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.4.31301
16. Богачев А.М., Теплых Г.И., Кавчук П.Н. Формирование общероссийской гражданской идентичности на освобожденных в ходе СВО территориях: риски и перспективы // Психология и Психотехника. 2023. № 3. С. 44-52. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40634. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.3.40634
17. Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э.Р.С., Стил К. Призраки прошлого: Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2013. 496 с.
18. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Межведомств. науч. совет по проблеме “Сознание”. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
19. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Москва, 1998. 262 с.
20. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 82-118.
21. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272 с.
22. Посттравматическое стрессовое расстройство в парадигме доказательной медицины: патогенез, клиника, диагностика и терапия: методические рекомендации / авторы-сост.: А.В. Васильева, Т.А. Караваева, Н.Г. Незнанов, К.А. Идрисов, Д.В. Ковлен, Н.Г. Пономаренко, Д.С. Радионов, Д.А. Старунская, Ю.С. Шойгу. - СПб. НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, 2022. - 33 с.
23. Лейбин В. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. М.: АСТ, 2008. 1022 с.
24. Brewin C.R., Rose S., Andrews B. et al. Brief screening instrument for post-traumatic stress disorder // The British Journal of Psychiatry. 2002. Vol. 181 (3). P. 158-162. DOI: 10.1017/s0007125000161896
25. Туник Е.Е. Психологические защиты. Тестовая методика. СПб.: Речь, 2010. 218 с.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Практическое пособие / Ред. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2006. 672 с.
27. Андрющенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS в диагностике депрессий в общемедицинской практике // Журнал неврологии и психиатрии им. Корсакова. 2003. № 5. С. 11-18.
28. Ломонос А.А., Боброва Н.В., Богачев А.М. Жизненные “якоря” личности как фактор нравственного развития // Общество. Среда. Развитие. 2023. № 2(67). С. 137-145. DOI: 10.53115/19975996_2023_02_137-145
29. Пигарев И.Н. Висцеральная теория сна // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2013. Т. 63. № 1. С. 86. DOI: 10.7868/S0044467713010115
30. Казнина Э.Ю., Коржова Е.Ю. Особенности представлений о совести и жизненные ценности двух поколений (на примере России и Грузии) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 51-70. DOI: 10.21638/spbu16.2023.104
31. Тарабрина Н.В., Майн Н.В. Феномен межпоколенческой передачи психической травмы (по материалам зарубежной литературы) // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 3(78). С. 96-119.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предмет исследования: особенности жизнестойкости студентов с разными смысложизненными ориентациями. Объект исследования: жизнестойкость у студентов. При написании статьи, авторами была подробно рассмотрена важная и актуальная проблема современного мира - особенности формирования жизнестойкости. Жизнестойкость является одним из важнейших личностных конструктов, влияющих на успешную адаптацию и самореализацию индивида. При рассмотрении факторов, влияющих на формирования жизнестойкости в студенческий период жизни, авторами были выявлены специфичные особенности, характерные для личностей с высоким и низким уровнем жизнестойкости. В настоящей статье раскрывается противоречивость понимания понятия «смысложизненные ориентации» среди зарубежных и отечественных авторов. Таким образом, по итогу проведенного анализа были предприняты попытки по конкретизации ключевых понятий: «жизнестойкость», «смысложизненные ориентации», а также поиску их взамиосвязи. Основными методами исследования были выбраны: анализ, обобщение и систематизация теоретико-эмпирических, философско-педагогических и методологических исследований зарубежных и отечественных авторов по проблеме формирования жизнестойкости личности и ее взаимосвязи с другими психологическими конструктами. При рассмотрении факторов, влияющих на формирования жизнестойкости в студенческий период жизни, авторами были выявлены специфичные особенности, характерные для личностей с высоким и низким уровнем жизнестойкости. В настоящей статье раскрывается противоречивость понимания понятия «смысложизненные ориентации» среди зарубежных и отечественных авторов. По итогу проведенного анализа были предприняты попытки по конкретизации ключевых понятий: «жизнестойкость», «смысложизненные ориентации». Помимо этого, авторами, были выявлены основные аспекты формирования и развития жизнестойкости. К таковым относят: особенности социокультурного контекста, характер эмоциональных взаимоотношений с окружающими, наличие стрессовых факторов в жизни человека, их количество, продолжительность и последствия для личности. Проблема становления и развития жизнестойкости среди студентов тесно связана с формированием смысложизненных ориентаций молодежи. В условиях быстро изменяющегося мира, убеждения и цели молодых людей могут быть неустойчивыми и неструктурированными. На современном этапе, необходимо создавать новые формы и методы воздействия, которые способствовали бы развитию смысложизненных ориентаций, что оказывало бы положительный эффект на формирование жизнестойкости.
Объект исследования: методология арт-терапевтических практик. Предмет исследования: методологические основы метафорических ассоциативных карт. Цель статьи - выявить иерархию методологических признаков метафорических ассоциативных карт. Метафорические ассоциативные карты прочно вошли в практику психотерапевтической работы психологов. Однако, их методологические признаки в научно-психологических исследованиях описаны и разработаны явно недостаточно. Видовое оформление метафорических ассоциативных карт имеет существенное многообразие и постоянно расширяется. Благодаря этому они нашли широкое распространение на практике, позволив обогатить тренинговую и консультативную работу с детьми и молодежью. Основные функции карт психотерапевтическая и психодиагностическая, способствуют поиску индивидуального выхода из кризисных ситуаций. Материалами анализа выступили публикации последних лет, посвященные различным аспектам анализа и практики метафорических ассоциативных карт. Статья базируется на категориально-системной методологии. В качестве методов исследования используются теоретический анализ и синтез. Материалами анализа выступили публикации последних лет, посвященные различным аспектам анализа теории и практики МАК. Новизна исследования состоит в том, что в исследовании осуществляется выявление иерархических детерминант методологических оснований метафорических ассоциативных карт как средства психотерапии. Метафорические ассоциативные карты по методологическим признакам в психотерапии относятся к классу арт-терапии, подклассу креативной терапии, разделу экспрессивной психотерапии. При рассмотрении методологических признаков метафорических ассоциативных карт следует опираться на технологии свойственные арт-терапии. Такая опора способствует созданию новых техник, приемов и колод метафорических ассоциативных карт для решения витальных проблем клиентов. Важной представляется опора на творчество и на целеполагание при работе с метафорическими ассоциативными картами. В качестве частной методологии метафорических ассоциативных карт выступает арт-терапия, креативная терапия, а экспрессивная психотерапия выступает в качестве общей методологии. Полученные результаты позволят практикующим психологам повысить научный уровень использования метафорических ассоциативных карт в психотерапевтической практике.
Вопрос этнической идентичности продолжает оставаться актуальным для исследовательского сообщества. Современные исследования направлены на изучение этнической идентичности личности, а также на выявление культурно-психологических различий и изменений в идентичности в течение жизни человека. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования структуры этнической идентичности подростков из г. Москвы, г. Ставрополя (Россия) и г. Исмаиллы (Азербайджан). Предмет исследования является культурно-психологические различия структуры этнической идентичности личности современных подростков, включенных в разные социальные среды. Цель статьи: теоретически обосновать и эмпирически выявить культурно-психологические различия структуры этнической идентичности личности современных подростков, проживающих в разных регионах России и в Азербайджане. Объектом исследования является структура этнической идентичности личности. Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, формирующий эксперимент, психодиагностические методы и опросники, математический метод: двухфакторный дисперсионный анализ, t-критерии Стьюдента, критерий хи-квадрат Пирсона. Эмпирическая база исследования: 295 подростков (учащиеся 6-8-х классов): 121 подросток из г. Москвы, 45 подростков из г. Ставрополя и 129 подростков из г. Исмаиллы. Существенная научная новизна данного исследования заключается в определении культурных различий в структуре этнической идентичности личности, детерминированных культурной средой, и выявлены общие (присущие всем группам) и специфические (характерные для определенной группы) связи. Выводы: подтверждено, что культурная среда, окружающая подростка, имеет значимое влияние на показатели этнической идентичности личности: у подростков из этнически многообразной среды из Москвы и Ставрополя доминирует позитивный тип этнической идентичности, который содержательно входит в поведенческий компонент. У подростков из г. Исмаиллы выражен этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм и подтвержден высокий уровень тревожности, социальной дистанцированности, которые также относятся к показателям поведенческого компонента. Уровень подозрительности у подростков из г. Исмаиллы, который проявляется в поведенческом компоненте этнической идентичности личности, значимо выше, чем у подростков из московской и ставропольской культурных сред. Область применения результатов исследования: возможно для разработки образовательных и социальных программ, направленных на формирование конструктивного межэтнического взаимодействия.
Психологическое благополучие и удовлетворённость базовых потребностей являются ключевыми показателями ментального здоровья и внутренней устойчивости личности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления факторов, влияющих на эти показатели в условиях нарастающего феномена социального одиночества. Одиночество ассоциируется с дефицитом принадлежности, снижением самооценки, мотивации и интегративности, что делает его важной темой для психологической профилактики. Исследование направлено на выявление различий в уровне психологического благополучия и удовлетворённости базовых психологических потребностей у лиц с разной степенью выраженности переживания одиночества, а также на установление корреляций между этими переменными. В исследовании приняли участие 216 человек в возрасте от 19 до 60 лет, из них 91,7% - женщины и 8,3% - мужчины. Использовались следующие психодиагностические методики: Шкала психологического благополучия К. Рифф (RPWB), Общая шкала удовлетворения базовых психологических потребностей (BPNSS), Шкала безнадёжности Бека (BHS), Опросник переживания одиночества (Манакова). Статистическая обработка включала критерий Шапиро-Уилка, U-критерий Манна-Уитни и расчёт коэффициента Кронбаха для оценки надёжности шкал. Результаты. Выявлены статистически значимые различия в уровнях психологического благополучия и удовлетворённости базовых потребностей между группами с умеренным и выраженным переживанием одиночества. У лиц с выраженным одиночеством отмечены значительно более низкие показатели по всем шкалам благополучия и удовлетворения потребностей. Также установлены положительные корреляции между удовлетворённостью базовых потребностей и всеми компонентами психологического благополучия. Исследование впервые выявляет статистически подтверждённые различия в уровнях психологического благополучия и удовлетворённости базовых потребностей у людей с разной степенью переживания одиночества. Новизна заключается в подтверждении роли базовых потребностей как медиаторов негативного влияния одиночества на внутреннюю устойчивость личности. Выводы. Результаты исследования подтверждают, что выраженность переживания одиночества оказывает комплексное негативное влияние на психологическое состояние личности, снижая её внутреннюю устойчивость, мотивацию и способность к социальной адаптации. Удовлетворение базовых потребностей, особенно в автономии и принадлежности, выступает как фактор защиты, поддерживающий благополучие. Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов для разработки программ психологической помощи, направленных на укрепление внутренних ресурсов и профилактику эмоциональных нарушений, связанных с одиночеством.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______