Архив статей журнала
Предметом исследования настоящей статьи являются закономерности определения и выбора правоприменителем субъектного состава проверки показаний при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автором особое внимание уделяется исследованию проблем, связанных с определением оптимального субъектного состава проверки показаний на месте при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автор рассматривает различные подходы к решению данных проблем, изучая нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и стран СНГ, а также анализируя судебную практику и специальную литературу по данному вопросу. Особое внимание уделяется тому, какую помощь может оказать каждый из анализируемых участников правоприменителю именно при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Цель исследования заключается в выработке практических рекомендаций для правоприменителей по формированию рационального субъектного состава следственного действия. Методологическую основу исследования составили: метод критического анализа, метод правового моделирования, сравнительно-правовой метод и метод наблюдения. Научная новизна исследования заключается в том, что автором рассматриваются участники проверки показаний на месте при расследовании дорожно-транспортных преступлений. Автором обобщён новый материал по исследуемой теме: данные официальной статистики о состоянии аварийности за четыре месяца 2025 года и данные официальной статистики о состоянии преступности за 2023, 2024 годы и четыре месяца 2025 года, примеры из судебной практики за октябрь и ноябрь 2024 года, а также использован авторский опыт по расследованию дорожно-транспортных преступлений. Основными выводами научного исследования являются: во-первых, анализ нормативного регулирования субъектного состава проверки показаний на месте в российском и зарубежном уголовно-процессуальном законодательстве; во-вторых, выделение ключевых участников и определение их роли в достижении целей и задач этого следственного действия; в-третьих, вывод о необходимости привлечения участников, исходя из той помощи, которую каждый из них может оказать правоприменителю при расследовании дорожно-транспортных преступлений.