Архив статей журнала

КЕРАМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ПОСЕЛЕНИЯ ВОДОБА II В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ БЕЛОЗЕРЬЯ (2024)
Выпуск: № 1 (47) (2024)
Авторы: Новиков Александр Викторович

Анализ материалов из поселения Водоба II демонстрирует сложный процесс развития позднекаргопольских древностей в окрестностях Белого озера. Обнаруженные керамические комплексы синкретичные. Выделяется керамика нескольких типов: сетчатая, подштрихованная, заглаженная с оттисками гребенчатого штампа, вятско-ветлужской культуры АКИО и гибридная. Именно такое сочетание в керамических наборах из поселений и определяет специфику позднекаргопольских древностей. Обозначаются два крупных этапа в развитии поселений этого региона: первый соотносится с первой половиной I тыс. до н. э., второй сопровождается распространением в данных областях в середине I тыс. до н. э. носителей культурных традиций вятско-ветлужской культуры АКИО и развитием на поселениях гибридных форм керамики (вплоть до III в. до н. э.). На втором этапе поселения округи Белого озера включаются в большой «гибридный мир» с керамикой близких типов, обладающих в разных регионах определённым своеобразием, что в первую очередь связывается с традициями формирования керамических комплексов в предшествующее время.

Сохранить в закладках
ЗООМОРФНАЯ ФИГУРКА ИЗ ОДОЕВСКОГО ГОРОДИЩА (2024)
Выпуск: № 3 (49) (2024)
Авторы: Новиков Александр Викторович, Чижевский Андрей Алексеевич

В 2023 г. при исследовании Одоевского городища была найдена зооморфная фигурка, изготовленная из кости. Она была обнаружена в слое вместе с керамикой вятско-ветлужской культуры ананьинской культурно-исторической области (АКИО). Индивидуальные находки, выявленные в культурном слое Одоевского городища, не оригинальны и имеют распространение на всей территории АКИО. Атрибуция данного изделия позволила определить его как парциальное изображение головы лошади по плечи. По технологии изготовления фигурка относится к рельефным изображениям и является неутилитарным предметом, вероятнее всего, подвеской, которая нашивалась на одежду. По сочетанию признаков: иконографии, аналогиям, сопутствующим находкам в культурном слое и радиоуглеродному датированию - установлено время производства данного изделия - конец V - середина IV вв. до н. э. И это не случайно, так как именно на поздний период приходится расцвет традиции изображения лошади в АКИО.

Сохранить в закладках