Архив статей журнала
В статье представлен анализ распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по субъектам Российской Федерации в 2008-2023 гг. и оценена их роль в снижении уровня межрегионального неравенства по бюджетным доходам, измеренного с помощью коэффициентов вариации и Джини, индексов Тейла и Аткинсона. Исследование выполнено на основе открытых данных Казначейства, Министерства финансов и Федеральной налоговой службы РФ, а также портала «Электронный бюджет». Выявлено, что большинство регионов непрерывно получали дотации на выравнивание на протяжении исследуемого периода, и только 5 субъектов ни разу не входили в число получателей. Отмечен рост концентрации данных дотаций у крупнейших получателей, а также увеличение номинальных объемов дотаций на исследуемом периоде в большей части регионов, которое нивелируется ростом уровня цен. Выявлено, что при текущей настройке методики распределения дотаций на выравнивание в результате их предоставления у регионов с идентичной бюджетной ситуацией наблюдается различный прирост уровня расчётной бюджетной обеспеченности, таким образом ряд регионов получает слабо обоснованные преимущества перед другими. Несмотря на это, доказано, что дотации на выравнивание снижают межрегиональные различия в показателях обеспеченности населения доходами бюджета по всем метрикам межрегионального неравенства, однако их вклад в снижение неравенства значительно ниже вклада налогового перераспределения и сопоставим с вкладом субсидий. При этом выравнивающая роль данных дотаций на протяжении рассматриваемого периода оставалась неизменной.
В статье анализируются уровень и динамика межрегионального неравенства в России, Казахстане, Узбекистане, Беларуси в сравнении с другими странами Европы на основе данных официальной статистики стран СНГ (1995-2022 гг.) и Евростата (2011-2022 гг.). В качестве основного параметра оценки используется взвешенный по населению и нормированный в зависимости от числа территориальных единиц коэффициент Джини. В Белоруссии и в странах Евросоюза уровень межрегионального неравенства ниже, что связано с высокой и более равномерной освоенностью территории, более устойчивой структурой экономики. В России, Казахстане и Узбекистане уровень межрегионального неравенства выше, а его динамика разнонаправленная, что связано с влиянием ресурсной ренты на ограниченный круг регионов. В России и Узбекистане с конца 2010-х гг. неравенство росло, в Казахстане сокращалось, а в Беларуси было небольшим и стабильным вследствие особенностей структуры экономики и институциональных факторов развития. Оценки влияния макроэкономической динамики на межрегиональное неравенство не дали очевидного подтверждения ее воздействия. Влияние перераспределительной политики государства можно оценить лишь для России: значительный рост трансфертов в кризисы 2009 и 2020 гг. способствовал смягчению неравенства. Внутри федеральных округов (ФО) России дифференциация в целом ниже. Высокое неравенство характерно для крайне неоднородного Уральского ФО и Центрального ФО, где оно в последние годы снижалось. В Дальневосточном ФО региональная дифференциация росла, постепенное ее увеличение происходило и в регионах Северо-Западного ФО.