Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ: ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ, АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ХРОНИЧЕСКИ БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ (2025)
Выпуск: № 6, Том 27 (2025)
Авторы: Бойко Екатерина Алексеевна, Малыгин Владимир Леонидович, Иванчук Елена Витальевна

В статье приводится обзор методов психологической помощи семьям детей с хроническими заболеваниями. В настоящее время в литературе отсутствуют данные о дифференцированных программах помощи для родителей детей с рассеянным склерозом. Рассеянный склероз (РС) - хроническое и непредсказуемое аутоимунное демиелинизирующее заболевание. Инвалидизирующий характер этого заболевания не ограничивается только физическими симптомами. РС, в том числе педиатрический, часто включает когнитивные нарушения, утомляемость и психологические проблемы, влияющие на образование и социальную жизнь, вызывая эмоциональный стресс и снижая качество жизни. Несмотря на небольшое количество данных в существующей литературе, обзор показывает, что влияние детского РС не ограничивается самими пациентами, влияя также на их родителей и функционирование семьи в целом. Существующие данные свидетельствуют о том, что наличие в семье ребенка с РС (даже с низкой или нулевой инвалидностью) может снижать качество жизни родителей, повышать риск психических заболеваний, особенно у матерей. Данные исследований показывают, что недостаточная информация о РС может влиять на тревожность родителей и их чувство компетентности. Поскольку было установлено, что родители играют существенную роль в процессах лечения и реабилитации детей, особое внимание следует уделять их психологическому здоровью. Необходимы дополнительные исследования, изучающие адаптацию семьи к болезни ребенка с РС. Основываясь на опыте изученных исследований оценки психоэмоционального состояния родителей хронически больных детей и взрослых пациентов с РС, а также эффективности психокоррекционных вмешательств на разных этапах течения заболевания, предложены направления психологической помощи родителям, воспитывающим детей с РС: информирование и психообразование; психологическая коррекция неблагоприятного эмоционального состояния, дезадаптивных поведенческих стратегий и др.; социальная поддержка.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КУРСОВ (2025)
Выпуск: № 1, Том 27 (2025)
Авторы: Ливак Наталия Степановна, Дуденко Николай Андреевич

В условиях стремительных изменений на рынке труда, обусловленных глобализацией, цифровизацией и демографическими сдвигами, актуальность изучения профессиональной идентичности молодых специалистов становится очевидной. Рынок труда актуализирован дефицитом квалифицированных кадров, при этом из высших учебных заведений на рынок выходит достаточное количество выпускников, которые идут работать не по профессии. Становится очевидной проблематика профессиональной идентичности обучающихся с учетом современных реалий и вызовов. Успешное формирование профессиональной идентичности играет решающую роль в выборе карьерного пути, в степени профессиональной удовлетворенности и в общей адаптации человека в рабочей среде. В связи с этим, исследование приобретает особое значение, поскольку в России наблюдаемый дефицит специалистов в ряде отраслей негативно влияет на социально-экономическое развитие страны. Формирование профессиональной идентичности обучающихся остается актуальной темой, представляющей интерес для психологов, педагогов и работодателей. Исследования показывают, что личностные качества и их взаимодействие с социальным окружением играют ключевую роль в этом процессе. Введение профессиональной ориентации в образовательные программы, основанной на научно-обоснованных методах, может способствовать лучшему пониманию индивидуальных склонностей обучающихся к получаемой профессии. Статья освещает существующие теоретические и практические подходы к изучению профессиональной идентичности обучающихся, включая личностные, культурные и гендерные аспекты, и предлагает новые подходы к исследованию этой темы с акцентом на российский контекст. Настоящее исследование направлено на дальнейшее углубление понимания данного феномена опираясь на методику «Семь качеств личности».

Сохранить в закладках