Архив статей журнала

ПОНИМАНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТА НА УКРАИНЕ (2023)
Выпуск: № 1 (64) (2023)
Авторы: Красняк Ольга Александровна

Борозна А. Источники российской зарубежной Напористость в политике. – Чемпион: Пэлгрейв Макмиллан, 2022. 285 с.

Война на украинском Донбассе: истоки, Контекст и будущее. Ред. Дэвид Р. Марплс. – Будапешт: Издательство Центрально-Европейского университета, 2022. 244 с.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА СТАТУСА КОСОВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: НОРМАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ БЕЗ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА? (2023)
Выпуск: № 1 (64) (2023)
Авторы: Соколова Полина Сергеевна

В статье анализируется динамика очередного обострения напряженности в косовском конфликте, включая повестку диалога между Белградом и Приштиной и достигнутые в 2023 г. договоренности. Оценивается влияние на переговорный процесс кризиса европейской безопасности и конфронтации России с западными странами. Сделан вывод о том, что обострение кризиса в начале 2020-х годов связано с попытками властей в Приштине при поддержке Европейского Союза и США завершить оформление государственности частично признанной республики и установить суверенитет Приштины над всей территорией края, избегая при этом гарантий безопасности и соблюдения гражданских и политических прав проживающего на его территории сербского населения. В настоящее время ключевыми вопросами переговоров являются пути нормализации отношений сербов Косово и Метохии с властями в Приштине, возвращение сербов в общие косовские структуры полиции, административные и политические институты, а также создание Сообщества сербских муниципалитетов. Cоглашения, достигнутые при посредничестве ЕС в феврале и марте 2023 г., определяют долгосрочную перспективу урегулирования конфликта, связывая успехи в налаживании межобщинных отношений с прогрессом европейской интеграции Сербии и Косово, но при этом не предлагая четкого пути к достижению конкретных договоренностей по статусу края в краткосрочной перспективе. Растущее противостояние России с Западом (включая ЕС, США и НАТО) негативно влияет на процесс примирения, усиливая конфронтационную риторику сторон и повышая риск эскалации насилия.

Сохранить в закладках
СИРИЙСКИЙ КРИЗИС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ (2023)
Выпуск: № 1 (64) (2023)
Авторы: АВАТКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, ГУЗАЕРОВ РАЗИЛЬ ИЛШАТОВИЧ

В статье анализируется политика Турции в рамках сирийского кризиса. «Арабская весна» привела к кардинальным изменениям в регионе, а Сирия с тех пор превратилась в зону нескончаемого конфликта. На первом этапе вооруженного конфликта Анкара демонстрировала умеренную позицию по отношению к событиям в стране, однако вскоре перешла к жесткой критике режима Б. Асада. Особое внимание уделяется военным операциям Турции в Сирии. Анализируется взаимодействие с Россией и США в рамках сирийского урегулирования. В статье также рассматривается проблема сирийских беженцев и ее влияние на отношения Турции и ЕС. Делается вывод о том, что в свете выборов 2023 г. Анкара перешла к более конструктивной позиции в рамках сирийского кризиса.

Сохранить в закладках
Трехсторонние взаимоотношения России, Ирана и Турции в ходе гражданской войны в Сирии (2023)
Выпуск: № 1 (64) (2023)
Авторы: Фогель Амин

Волнения 2011 г. в Сирии переросли в интернационализированную гражданскую войну высокой степени раздробленности и интенсивности. В противостояние в Сирии были вовлечены многочисленные местные силы, а также региональные и внерегиональные державы. Из всех этих игроков Турция, Россия и Иран играют ключевую роль в конфликте, определяющую его исход. Несмотря на то, что Россия с Ираном и Турция поддержали противоборствующие стороны в гражданской войне, им троим удалось успешно разграничить сферы своего влияния и установить modus vivendi, который позволил им сосуществовать в Сирии и совместно управлять конфликтом. Это трио существовало на равных, контролируя и уравновешивая действия друг друга в Сирийской Арабской Республике. С обострением кризиса на Украине возникла новая геополитическая реальность, которая повлияла и на военно-политическую ситуацию в Сирии и на соответствующий баланс между тремя ведущими внешними игроками. Ослабление влияния России привело к расширению присутствия Ирана, нарушая баланс сил и подталкивая Израиль к более решительному и активному вмешательству в конфликт. Наметившаяся конкуренция между Анкарой и Тегераном также может привести к эскалации. В статье исследуется сложное трехстороннее взаимодействие между Исламской Республикой Иран, Россией и Турцией в Сирии. Проанализированы расходящиеся и совпадающие интересы трех стран, а также их действия и политика в отношении Сирии. Рассмотрен вопрос о том, удалось ли трио преодолеть антагонистические устремления, и выявлены факторы, которые могут привести к эскалации конфликта.

Сохранить в закладках
Подходы Турции к эскалации напряженности между Западом и Россией в «ближнем зарубежье» (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: Текин Осман

Развал биполярного миропорядка после «холодной войны» и сложности в построении новой мировой системы привели к трансформации и адаптации внешнеполитических стратегий развивающихся «средних держав», в т. ч. Турции. В ходе этого процесса Турция проявила себе как одна из держав с наиболее явным стремлением к региональному лидерству, чему способствовали ее географическое положение и тесные отношения как со странами Запада, так и с Россией. Одной из основ стратегии развития Турции и ее региональных амбиций стал избранный ею сбалансированный, осторожный и прагматичный подход в условиях обостряющейся напряженности между Россией и Западом в так называемом ближнем зарубежье РФ и, прежде всего, в черноморском регионе. Тот факт, что Турция, с одной стороны, является членом НАТО и кандидатом на вступление в Европейский Союз, а с другой стороны, развивает обширные двусторонние отношения с Россией, делает стратегию Турции, принятую на фоне напряженности, переросшей в пока опосредованное военное противостояние между западными державами и Россией, важным предметом исследования в области международных отношений. В статье рассматриваются эволюция, перспективы и проблемы политики Турции, которую она проводит в свете событий, усиливших напряженность между Россией и западными державами на современном этапе, включая расширение НАТО и ЕС в сторону границ России, «цветные революции» в «ближнем зарубежье» России, конфликт между Россией и Грузией в 2008 г., протесты Евромайдана на Украине 2013–2014 годов, кризис вокруг Крыма 2014 г. и вооруженный конфликт между Россией и Украиной. Исследование в основном базируется на анализе оценок турецких академиков и экспертов по внешней политике Турции, а также официальных материалов и дискурса высокопоставленных турецких политиков. В заключении подчеркивается растущее значение Турции для обеих сторон продолжающегося российско- украинского конфликта и более широкого противостояния между Россией и Западом. Сделан вывод о том, что, если в краткосрочной перспективе стратегия Турции в отношении растущей напряженности между Россией и Западом останется сбалансированной и прагматичной, то в среднесрочной перспективе она может измениться в пользу Запада, если удастся преодолеть проблемы взаимного доверия между Турцией и западными странами и если они поддержат Турцию в решении стоящих перед ней проблем в сфере безопасности.

Сохранить в закладках
НУЖНЫМ БЫТЬ КОМУ-ТО В ТРУДНУЮ МИНУТУ: ИНДИЯ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИИ И ЗАПАДА (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: Куприянов Алексей Владимирович

В статье исследуются императивы, которые определяют позицию групп и сил, влияющих на принятие внешнеполитических решений в Индии, по украинскому кризису и усиленному им противостоянию по линии Россия-Запад. Последовательно анализируются восприятие украинского кризиса индийским обществом в целом и наиболее активной его частью - урбанизированным средним классом, экспертным сообществом и СМИ, а также военными, экономическими и политическими элитами. Отмечено, что начало конфликта оказалось шоком для всех социальных групп, рассматривавших Россию как дружественную Индии, но «угасающую» державу. Дефицит информации, отсутствие знаний о боеспособности и планах российской и украинской сторон привели к завышенным ожиданиям и последующему разочарованию. Выявлено постепенное изменение восприятия украинского конфликта в Индии по мере разрастания кризиса и ликвидации дефицита информации, а также его сравнительно незначительное влияние на внутриполитическую индийскую повестку. Сделан вывод о том, что ход конфликта на Украине вызывает наибольший интерес у военных и политических элит: если первые пытаются извлечь из него уроки, то вторые вынуждены прибегать к сложным маневрам на международной арене, пытаясь продолжать политику балансирования в условиях давления со стороны западных стран. Отказ индийского руководства от пассивной позиции в отношении украинского кризиса летом 2020 г. объясняется осознанием необходимости парировать вызовы, с которыми Индия сталкивается в экономической, внутри- и внешнеполитической сфере: возможный дефицит продовольствия, замедление программ развития в условиях сокращения прямых иностранных инвестиций, возможное снижение популярности премьер-министра Нарендры Моди и опасения в отношении растущей зависимости России от Китая.

Сохранить в закладках
АФРИКАНСКИЙ КОРПУС РФ: НОВЫЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ И БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В АФРИКЕ (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: Филиппов Василий Рудольфович

В конце 2023 г. в структуре Министерства обороны Российской Федерации было создано особое подразделение - Африканский корпус (АК). Создание корпуса ознаменовало новый этап африканской политики России. К созданию АК политическое руководство РФ и командование российской армии побудил ряд серьезных обстоятельств. Это, прежде всего, изменение геополитической ситуации на африканском континенте и быстрое падение влияния Франции в странах Центральной Африки. Оно сопровождалось сокращением военного присутствия Пятой республики в регионе - завершением военной операции «Бархан» и фактическим выдворением французского экспедиционного корпуса из зоны прежнего никем не оспариваемого доминирования в странах, которые некогда были частью французской колониальной империи. В условиях активизации террористических атак боевиков радикальных исламистских объединений на дружественные России государства Сахеля и Центральной Африки, по просьбе правительств этих стран российские специалисты из числа бойцов частной военной компании (ЧВК) «Вагнер» приняли участие в борьбе с терроризмом и защите местного населения. Мятеж командования и части бойцов «Вагнер» в России сделал актуальной задачу замены относительно автономной ЧВК на подразделение российской армии, подчиненное единой политической воле и строгой военной дисциплине. Формирование АК призвано отстаивать геополитические и экономические интересы РФ на африканском континенте, содействовать противодействию терроризму и укреплению обороноспособности африканских стран, с которыми Россия заключила соглашения о военно-техническом сотрудничестве.

Сохранить в закладках
ТЕРРОРИЗМ И АНТИТЕРРОРИЗМ В ТАЛИБСКОМ АФГАНИСТАНЕ И ФАКТОР ИГИЛ-ХОРАСАН (2024)
Выпуск: № 2 (67) (2024)
Авторы: Степанова Екатерина Андреевна

После вывода из Афганистана в 2021 г. иностранных войск и прихода к власти режима талибов* в стране наблюдался значительный спад терроризма вплоть до самого низкого уровня за два десятилетия. Этот спад объясняется как общим снижением интенсивности вооруженного конфликта в Афганистане, так и усилиями талибов по противодействию терроризму и обеспечению базовой функциональности государственной власти. На этом фоне основным источником террористических угроз в Афганистане оставался афганский филиал ИГИЛ** (ИГИЛ-Хорасан), который также связывают с крупнейшим в РФ за 20 лет терактом 22 марта 2024 г. в подмосковном Крокус-Сити Холле. В статье выявляются основные тенденции террористической активности ИГИЛ-Хорасан в 2020-е годы. Среди них особого внимания заслуживают дальнейшая религиозно-идеологическая радикализация движения, сдвиг центра его активности в Пакистан, его финансовый кризис, переход в подполье и активизация онлайн. Исследуются также основные направления противодействия ИГИЛ-Хорасан при талибах, включая специальные и силовые контртеррористические операции, противодействие идеологии салафизма и борьбу с финансированием терроризма. Сделаны выводы о том, что ответ талибских властей на вызов ИГИЛ-Хорасан оказался более оперативным и эффективным, чем ожидалось, и в целом антитерроризм в Афганистане к середине 2020-х годов стал приобретать системный характер. Проведенный анализ открытых источников и статистики показывает, что теракт в подмосковном Крокус-Сити Холле выпадает из общих тенденций террористической активности ИГИЛ-Хорасан (и в целом игиловских терактов разного типа и масштаба, направленных против РФ и ее граждан внутри страны и за рубежом). В отличие от подавляющего большинства терактов ИГИЛ-Хорасан, в данном нападении не прослеживалось явной мотивации, напрямую связанной с перипетиями вооруженной борьбы в Афганистане и приграничных с ним районах; непосредственные исполнители не отличались достаточно высокой степенью религиозной радикализации и индоктринации, типичной для большинства терактов ИГИЛ против РФ и т. п. Сделан вывод о том, что главными реальными целями теракта были провоцирование обострения политической ситуации, дестабилизация общественных настроений и подрыв социально-политической стабильности в России. В то же время подчеркнут многофункциональный характер теракта, за которым мог стоять конгломерат разных сил и интересов. Так, его «вторичные» цели могли включать попытку «напомнить» России об угрозах, исходящих из ее «южного подбрюшья», включая Афганистан и Центральную Азию, обострить эти вызовы, повлиять на действия РФ на южном фланге СНГ и спровоцировать корректировку российского курса по Афганистану. Если теракт в Крокус-Сити Холле и его последствия и сказались на афганской политике России, то лишь в пользу дальнейшего роста заинтересованности РФ в укреплении функциональности центральной власти и стабильности в Афганистане и в диалоге и сотрудничестве с его действующими властями, особенно по вопросам борьбы с терроризмом.

Сохранить в закладках
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ОПЫТ РОССИИ И США (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: Прохоренко Ирина Львовна

Рецензия на: Великая А. А. Публичная дипломатия России и США. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2023. 192 с.

Сохранить в закладках
РОССИЯ И ТУРЦИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ВОСТОКЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЦЕНТРИЧНОГО МИРА (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: НАДЕИН-РАЕВСКИЙ Виктор Анатольевич

Обзорная статья-рецензия. Рец. на: Аватков В. А. Россия, Турция и Постсоветский Восток в идейно–ценностной картине мировой политики. – Москва: Проспект, 2023. 176 с.

Сохранить в закладках
ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (2024)
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Авторы: Великая Анна Алексеевна

Гуманитарная политика играет значимую роль в формировании и реализации интересов государств на международной арене. Она позволяет устанавливать и развивать человеческие контакты, а также способствует укреплению культурных, научных и иных связей между странами и народами. Россия стремится к укреплению своих позиций в различных регионах мира, уделяя особое внимание сотрудничеству, в т. ч. гуманитарному, со странами Юго-Восточной Азии. Предпосылкой его успешного осуществления во многом являются исторически сформированные гуманитарные связи. Между тем, становление нынешних элит стран Юго-Восточной Азии пришлось на 1990-е - 2000-е годы, когда Россия самоустранилась из многих форматов сотрудничества. С начала 2020-х годов Москва пытается усилить свое гуманитарное присутствие по всем направлениям - в области культурного, научного и делового сотрудничества. В данную сферу вовлечены как официальные структуры (Россотрудничество), так и институты гражданского общества, например, Центр общественного и делового сотрудничества с Республикой Союз Мьянма. В Юго-Восточной Азии активно работают различные внерегиональные игроки, с которыми России приходится конкурировать, в т. ч. в гуманитарной сфере, и предлагать форматы сотрудничества, особенно те, которые соответствуют интересам молодежи.

Сохранить в закладках