Архив статей журнала

ТЕХНОЛОГИИ УЛУЧШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 7 (№80) (2024)
Авторы: Полич В. В., Сашкова Е. И.

В статье авторы предпринимают попытку определения дальнейших перспектив применения достижений наук о новых технологиях в целях биотехнологического совершенствования человека. В ходе исследования авторами осуществлен комплексный анализ многообразных форм деятельности по изменению/повышению человеческих характеристик; рассмотрены идеи «биоконсерватизма» и «трансгуманизма»; перечислены основные преимущества и опасений, связанных со вторжением в созданный по образу Бога человеческий организм. По результатам исследования сформулированы новые выводы, которые могут способствовать обогащению представлений о направленности развития современного человечества.

Сохранить в закладках
ОНОМАТОДОКСИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСЕЯ ФЕДОРОВИЧА ЛОСЕВА (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 7 (№80) (2024)
Авторы: Лескин Протоиерей Димитрий

Учение об имени и слове занимает в системе А. Ф. Лосева центральное место. Мыслитель отводит ему основополагающую роль в философии, богословии, науке и, вообще человеческом бытии. Через него он выходит к ключевым темам русской религиозной метафизики - всеединству, концепции цельного знания, соборности, находя в «ономатодоксии» сердцевину своего миросозерцания, не оставленную им до смерти «сокровенную тайну».

Сохранить в закладках
ФИЛОСОФСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 6 (№79) (2024)
Авторы: Габуева М. И., Тедеева У. Ш.

Вопрос о вспомогательных репродуктивных технологиях (ВТР) длительное время является достаточно дискуссионным в медицинских, философских и религиозных кругах. Для многих супружеских пар ВРТ являются единственным возможным способом познать радость родительства ввиду того, что зачатие естественным путем не представляется возможным по медицинским показаниям. Однако в обществе бытует мнение, что такой способ рождения человека является неестественным и противоречащим природе человека. Например, для религиозного мира сама суть вспомогательных репродуктивных технологий является разрушительным фактором для тех положений о существовании и происхождении мира и человека, которыми руководствуются современные религиозные конфессии. Положения религиозных учений с каждым днем испытывают наибольшие потрясения, связанные с развитием научно-технического прогресса, биотехнологий и ВРТ особенно. Неоднозначно и научно-этическое отношение к данной проблеме.

Сохранить в закладках
РЕШЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ (ПРОЕКТИРОВАНИИ) СЛОЖНЫХ СИСТЕМ (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 4 (№77) (2024)
Авторы: Ребельский А. Н.

В этой научной работе рассматриваются философские вопросы, которыми задаются разработчики при создании сложных систем, например, для автоматизации процессов сбора данных, обработки целевых характеристик для эффективного управления предприятием или коммерческой организацией. Важно отметить, что актуальность исследования этой темы обусловлена фактом признания ценности всесторонней характеристики современных информационных систем (их научное познание предполагает смысловое понимание всех аспектов). Известный ученый В. М. Розин считает, что ИС должны рассматриваться одновременно с двух точек зрения - как искусственный феномен, результат деятельности человека, и как социально-философский концепт, поскольку автоматизация, сложные системы оказывают объективное влияние на общество. Требуется изучить философские проблемы, с которыми сталкиваются создатели сложных систем, с чем они связаны и как могут быть решены с учетом специфики эти уникальных объектов.

Сохранить в закладках
КАНТОВСКИЙ ВЗГЛЯД НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 4 (№77) (2024)
Авторы: Муталимов А. Э.

Статья посвящена немецкой классической философии. Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами классиков немецкой классической философии, можно выразить следующим образом: она поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Философы Нового времени считали, что, опираясь на разум, можно понять основы веры, религии, человеческой свободы, принципы добра и зла, законы истории. Кант производит переворот в таком понимании роли и значения разума и рационального мышления. Он приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и прежде всего моралью и религией. Новизна же, утвержденного ею стиля, заключается в предельной широте мышления и его универсальности.

Сохранить в закладках
ОБСЕРВАЦИОННАЯ ФИЛОСОФИЯ А. М. ПЯТИГОРСКОГО КАК СЛУЧАЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ФИЛОСОФИИ (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 4 (№77) (2024)
Авторы: Завгородний Т. О.

Предлагаемое исследование посвящено анализу проекта обсервационной философии А. М. Пятигорского в контексте ее принадлежности руслу межкультурной философии, как особого метода философствования, предполагающего использование ресурсов нескольких философских традиций для разработки поля постулируемых ею проблем. Исследование фокусирует свое внимание как на формальной стороне обсервационной философии, высвечивая ее структурное сходство с буддийскими текстами, служившими опорой для философствования А. М. Пятигорского, так и на содержательной стороне, пытаясь пролить свет на те выводы в отношении природы сознания, к которым приходит философ в рамках своей «работы с сознанием».

Сохранить в закладках
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ МОДЕРНИЗМА (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 4 (№77) (2024)
Авторы: Евлоева Ф. Р.

Предметом исследования является описание различных типов изменений, непрерывно происходящих в космосе, природе, обществе. Общество - система коллективного бытия людей. Оно имеет телеологическую природу. Основные сферы жизнедеятельности людей: материальное производство; познавательная деятельность; управление общественными процессами; сфера потребления. Существенные изменения, которые происходили и будут происходить в развитом, цивилизованном обществе, обозначаются латинским термином модерн, в переводе современный. Здесь речь идет об обобщенном описании и характеристике европейского общества и европейской культуры XVII - XX веков, в которых исследуются в основном в философских и социологических учениях становление и развитие передового, прогрессивного общества, сменяющего традиционные устои, правила и нормы жизни. Эпоха модерна породила множество проектов будущего: Реформация, барокко, Просвещение и др. Ее философские вопросы - это вопросы о судьбах человека и человечества в истории общества, о социальной значимости осуществления цивилизационных и модернизаторских проектов, о возможностях и границах средствами рациональности обеспечить свободу человека. Результаты данной работы во многом опираются на философские исследования. Методология: исторический метод; диахронический и синхронический методы; описание; сравнительный анализ. Основной вклад автора в изучение темы - изучение модернизма в рамках историко-философского исследования - трактуется как идеологическое течение в философии, направленное на перестройку и обновление. В этом смысле модернизм, как идеологическое явление, противостоит идеологии традиционного общества, основанной, с одной стороны, на преобладании традиции над инновациями и, с другой стороны, на религиозном или мифологическом обосновании этой традиции, то есть на формировании личности и развитии общества в целом, превосходство инноваций над традициями. Приходим к мнению, что модернист обречен пребывать в постоянных сомнениях, ощущать собственную крайность, отсутствие почвы под ногами. Состояние идеологической антиномии неизбежно приводит его к ностальгии по стабильности, возвращение к которой для него неприемлемо.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ - ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 3 (№76) (2024)
Авторы: Габдрахманов Э. Т.

В статье с позиций социальной философии раскрывается содержание конфликта, рассматриваются основные элементы социального конфликта, прослеживается его влияние на процессы социальных изменений. Контент-анализ российской и зарубежной литературы позволил проанализировать понимание социального конфликта в обществе через исторические этапы, выделить основных философов, внесших значительный вклад в изучение феномена «социальный конфликт». Анализируются причины возникновения и этапы развития социальных конфликтов. Выделены основные стратегии разрешения социальных конфликтов.

Сохранить в закладках
СУЩНОСТЬ МАСКИ В КОНКРЕТНОЙ МЕТАФИЗИКЕ П. А. ФЛОРЕНСКОГО (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 3 (№76) (2024)
Авторы: Кордас О. М.

В конкретной метафизике русского богослова и философа П. А. Флоренского соединяется религиозный, философский и культурологический подход к пониманию культуры в ее духовно-материальной целостности. Ядром этой целостности является символ, явленный в художественной реальности и религиозном опыте. В статье через обращение к символической триаде П. А. Флоренского «лик / лицо / личина», а также категориям видения и видимости, раскрывается амбивалентная природа феномена маски. Обращение к работе Флоренского «Иконостас» показывает, какими разными путями пошло развитие маски в культуре. В зависимости от мировоззренческого выбора личности, предпочтения духовного или мирского, маска может либо являть вневременную духовную сущность личности, что проявляется в лике и иконе, либо скрывать, подменять сущность, тогда маска оборачивается личиной.

Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ СОЗНАНИЕМ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 3 (№76) (2024)
Авторы: Фрунзеева Ж. Н., Майрамбек кызы Адина, Брусиловский Д. А.

Статья посвящена социально-философским аспектам управления сознанием в информационном обществе. Цель исследования: социально-философское осмысление специфики управления сознанием в информационном обществе.

Методы исследования: научное абстрагирование, обобщение, синтез, метод восхождения от абстрактного к конкретному, теоретический анализ литературы, метод философского обоснования. Показано, что социально-философские основы управления сознанием в информационном обществе следует изучать в контексте основных признаков информационного и сетевого общества. Управление сознанием в информационном обществе опосредовано свойствами информации и информационно-коммуникативных процессов, которые разворачиваются в сетевом информационно-коммуникативном пространстве. Управление сознанием в сетевом обществе обеспечивает культурно-информационную безопасность. Информационно-коммуникативные процессы в сетевом взаимодействии оказывают значимое влияние на изменения духовных, социокультурных и мировоззренческих установок индивидуального и коллективного сознания. Наибольшее управляющее воздействие в информационном управлении сознанием имеет тот субъект, который обладает знанием и распространяет его - решение по каналам коммуникации. Сделан вывод о том, что механизмы управления индивидуальным и коллективным сознанием в сетевом обществе основываются на информационно-психологических, сетевых и имиджевых технологиях управления сознанием. Сетевые технологии управления в современном обществе имеют доступ к сознанию, подсознанию и коллективному бессознательному субъектов информационно-коммуникативного пространства. Специфика сетевых технологий управления обеспечивает способность программировать сознание субъектов сетевого взаимодействия на уровне ценностно-целевой подсистемы управленческой коммуникации и таким образом, оказывать влияние на трансформацию общественного сознания. Авторы статьи особое внимание обратили на принципы построения информационной системы общества, его трансформации и цифровизации.

Сохранить в закладках
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 2 (№75) (2024)
Авторы: Кравченко В. И., Петрова А. Ю.

Введение. Современный информационный мир, породивший цифровую эру, ставит сегодня новые вызовы для системы высшего образования, когда развитие технологий должно обеспечить появление новой парадигмы обучении. В самом общем виде предполагается революция в создании новой матрицы знаний, а также расширение и обогащение традиционной среды обучения студентов. Тем самым, современный статус системы высшего образования обретает многоаспектный смысл на пути к формированию гражданского общества и информационной культуры будущего. Вместе с тем, сама «цифровая» революция образовательной среды обуславливает разрыв между традиционным процессом обучения и изменением поведения личности в связи с внедрением новых технологий. Авторы данной статьи предприняли попытку определить, новые мировоззренческие и гносеологические границы между имеющимся (реальным учебным процессом) и необходимым (формирование новой личностной модели), с целью определения нового вектора современного образования.

Содержание. Современная система антропологического образования становится доминирующим фактором в понимании взаимосвязей между человеком-личностью и самим процессом образования. Под «антропологией образования» понимают «двуипостасную эпистемологическую систему, включающую в себя знания о практике: ее истоках, истории, субъектах, основаниях и т. п. и знания самой практики, т. е. путей и средств (технологий) ее выращивания» [25, с. 12]. Это значит, что существующие знания рассматривается как в рамках новой парадигмы образования, так и сквозь призму существующих практик. При этом важным аспектом становится еще и тот факт, что антропология образования рассматривает мировоззренческие и теоретико-методологические основания, закономерности самой системы образования в контексте ее эволюционирования. Таким образом, каждый исторический этап от древнегреческого до современности, оказывая существенное влияние на образовательный процесс, диалектически формирует и актуализирует современную парадигму педагогического образования.

Выводы. Таким образом, на сегодняшний день в системе российского образования существует множество проблем, влияющих на эффективность образовательного процесса. Самое главное, при создании новой системы российского образования, на наш взгляд, - это «возврат к забытому старому», советского прошлого, методика которого остается перманентно актуальной в образовательной системе. Кроме этого, обращая внимание на существующие «лучшие международные практики», необходимо разрабатывать и применять собственный подход в развитии и совершенствовании российской парадигмы образования.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ КОНФУЦИЯ (2024)
Выпуск: Том 13. Часть 2 (№75) (2024)
Авторы: Муталимов А. Э.

Данная работа посвящена изучению социально-философских и правовых взглядов Конфуция. Учение Конфуция основывается на человеколюбии, проявлении уважения к традициям и ритуалам, поскольку сам Конфуций, «всем сердцем любивший древность», уделял большое внимание нравственно-этическим нормам. Центром философской системы Конфуция стала проблема этики и воспитания, а главным понятием была гуманность. Суть философских размышлений Конфуция, можно сформулировать следующими словами: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим».

Сохранить в закладках