ISSN 1817-3292
Языки: ru · en

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ БАШКОРТОСТАНА

Архив статей журнала

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА (2024)
Выпуск: № 2 (104) (2024)
Авторы: Бенин Владислав Львович, Мустафин Марсель Рафитович

Проблема совершенствования воинского мастерства и профессиональной культуры офицера занимает особое место среди проблем военного образования. Ее особенность обусловлена тем, что профессиональная культура будущего офицера напрямую связана с его будущей профессиональной деятельностью. Это наглядно видно у офицеров авиационного профиля.

В результате проведенного исследования выявлена структура профессиональной культуры будущего офицера-инженера, выпускника военного учебного центра Уфимского университета науки и технологий, которая состоит из военно-специальной культуры, технической культуры и педагогической культуры. Показано, что данные элементы взаимодополняют друг друга и обеспечивают профессиональную культуру будущего офицера авиационного профиля. Определены критерии и показатели, необходимые для оценки уровня сформированности профессиональной культуры будущих офицеров:
- мотивационно-ценностный (наличие профессионального интереса и мотивация к овладению будущей профессией, стремление к профессиональному саморазвитию, набор ценностей, определяющих отношение курсанта к дальнейшей профессиональной деятельности);
- когнитивный (наличие специальных знаний связанных с исполнением прямых должностных обязанностей авиационного-инженера);
- технический (имеющиеся у будущего офицера знания в будущей военной специальности, наличие умения ставить и решать основные задачи согласно боевому предназначению, навыки офицера в постановке и решении педагогических задач, уровень развития педагогической техники, результаты военно-педагогической деятельности);
- личностный (сформированность личностных качеств: профессиональная ответственность, готовность к профессиональному саморазвитию).

Перечисленные критерии и показатели позволили выделить и охарактеризовать уровни сформированности профессиональной культуры будущих офицеров, которые могут развиваться от низкого к высшему в образовательном процессе военного учебного центра. Достижение этих уровней будет определяться на основе мотивационно-ценностного, когнитивного, технического и личностного критериев.

Сохранить в закладках