Архив статей журнала
В статье рассматриваются базовые понятия формирования современной самоидентификации россиянина. Авторы обосновывают научный аппарат исследования современных форм российской гражданской самоидентификации. В основу своих изысканий они полагают подходы социологических исследований, рассматривая процессы формирования и проявления социокультурной идентичности.
Результаты исследования. В самом общем виде под идентичностью понимается осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в определенной упорядоченности своей жизнедеятельности, и эту упорядоченность он может получить только в сообществе других людей. Для этого ему необходимо добровольно освоить принятые в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества. Социальнокультурная идентичность определяет бытие человека. Чем более точно идентифицирует себя человек с культурой того социума, где разворачивается и протекает его деятельность, тем более у него развито личностное начало, тем более гармонично он выстраивает свои взаимоотношения с другими представителями социального окружения и миром в целом. В процессе исследования авторы приходят к выводу, что актуальность изучения процесса формирования социокультурной идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как именно в этот период жизни осуществляется осознание себя и своего места в мире.