Архив статей журнала
В статье рассматриваются факторы социально-психологической адаптации будущих педагогических работников в условиях трансформации образовательной среды исторических регионов России.
Автором определено, что адаптация является целостным биологическим, физиологическим и психологическим процессом и она, в свою очередь, требует различных форм поведения личности в зависимости от социальной ситуации, в которой она находится. Рассматривается, что адаптация будущих педагогических работников напрямую связана со средой, воспитательными возможностями образовательной среды, а также активностью субъектов образовательного процесса.
Отмечено, что в условиях интеграции педагогических вузов исторических регионов в общероссийское образовательное пространство важно определить объективные и субъективные факторы, которые влияют на формирование личности будущих педагогических работников. Обозначенные в статье факторы объединены в три группы: социокультурная среда вуза, особенности организации образовательного процесса и психологические особенности личности студентов.
Компоненты социокультурной среды позволяют создать благоприятную социальную ситуацию развития личности будущих педагогических работников и включают учебно-воспитательные события, создание единого воспитательного пространства и реализацию психолого-педагогических программ.
Рассматривается, что одним из компонентов социокультурной среды педагогических вузов Российской Федерации является переход на Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС 3++) и подготовка будущих педагогических работников в едином образовательном пространстве по УГСН 44.00.00 с учетом концепции «Ядро высшего педагогического образования».
Отмечено, что к психологическим особенностям личности студентов следует отнести: процесс перестройки ценностей, мотивационную зрелость и успешность овладения навыками будущей профессиональной деятельности.
В статье делается вывод, что личность будущего педагога настолько успешна, насколько она адаптивна, поскольку за каждой социальной ролью стоят определенные нормативы, а нормативы и пространство социальных ролей и социальных отношений – среда, в которой личность адаптируется.