Архив статей журнала
На основе анализа положений Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов выявляется ряд недостатков регулирования условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким и освобождения от наказания в связи с болезнью осужденного, принимаемых судом в экстремальных условиях, то есть при наступлении стихийных бедствий либо введении чрезвычайного или военного положения. В статье акцентируется внимание на ряде вопросов: приостановление права осужденного на подачу ходатайства о досрочном освобождении с оставлением возможности такого обращения у администрации учреждения или органа, исполняющего наказание; отнесение участия осужденного в аварийно-спасательных и других неотложных работах к критериям условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким; вменение освобождаемому лицу постпенитенциарных обязанностей, связанных с устранением последствий экстремальных условий.
Среди лиц, осужденных к лишению свободы, преобладают осужденные за совершение преступлений средней категории тяжести и тяжкие преступления. При этом те, кто осужден за совершение преступлений средней тяжести, имеют огромный потенциал к исправлению в условиях, не связанных с реальным лишением свободы, что обусловливает возможность более широкого применения к такой категории института условно-досрочного освобождения. Назначенное наказание не должно всегда оставаться неизменным, и позитивное поведение лиц, осужденных к лишению свободы, должно поощряться досрочным освобождением от отбывания наказания с созданием определенных условий, способствующих дальнейшему исправлению лица. В статье выявлены особенности применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, проанализированы критерии (формальные и материальные) применения данного вида освобождения, выявлены проблемы, возникающие на практике.