Архив статей журнала
На основе анализа положений нормативных правовых актов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других законов) выявляется ряд коллизий законодательства, регламентирующего применение режима особых условий в различных учреждениях уголовно-исполнительной системы (преимущественно в исправительных учреждениях и следственных изоляторах). Акцентируется внимание на основаниях введения режима особых условий в рассматриваемых учреждениях, организации их деятельности, объеме ограничений, налагаемых на содержащихся лиц, процедуре введения режима особых условий. Отдельно отмечается отсутствие законодательного регулирования введения режима особых условий в исправительных центрах.
В статье рассматривается правовая категория «неповиновение представителям администрации исправительного учреждения».
Анализируется групповое неповиновение в виде забастовок, отказа от приема пищи, актов аутоагрессии.
Раскрываются юридическая природа и роль организатора массовых протестных акций в местах лишения свободы, причинно-следственная связь между действиями организаторов и поведением активных участников злостных нарушений отбывания наказания.
Проводится разграничение между преступлениями и дисциплинарными проступками в форме организации группировок осужденных, направленных на неповиновение администрации исправительного учреждения, и участия в таких группировках.
Сделан вывод о том, что в любой форме правового неповиновения не должно быть насилия или угрозы его применения, в ином случае противоправное поведение лица может быть квалифицировано как дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества.